При нем начали сажать за репосты. Чем еще запомнился глава центра «Э», который ушел в отставку

11/12/2018 - 20:43 (по МСК) Когершын Сагиева

Начальник управления МВД по борьбе с экстремизмом Тимур Валиулин ушел в отставку. Он приступил к работе в 2012 году, когда после «болотных протестов» и вспышки гражданской активности возникла потребность обуздать вольницу в интернете. Его подчиненные пересмотрели миллионы страниц «ВКонтакте», научились гонять покемонов в церкви и навальнят по площадям и школам, а также угрожать их родителям. Нет единого мнения о причинах его увольнения — вроде подал заявление он сам, но источники РБК говорят об «утрате доверия» — одной из самых жестких формулировок для полицейского. Чем провинился Валиулин и свянана ли его отставка с заявлениями первых лиц о необходимости смягчения ответственности за репосты — Когершын Сагиева.

Кто такой генерал-майор полиции Тимур Валиулин, и почему он сегодня ушел в отставку? О широко обсуждаемой новости дня информация очень скудная и противоречивая. Хотя Валиулин прослужил в Центре «Э» с момента его основания, 2008 года, а возглавил его с сентябре 2012-го — как раз после событий Болотной площади, арестов и первых судов.

Именно под руководством Валиулина Центр «Э» превратился в новостную рок-звезду: его каждый день обсуждают в прессе, а показатели растут. По сравнению с 2011 годом, по экстремистским статьям в нынешнем привлекли в четыре раза больше людей, 604 человека. 

Десятки из этих дел — мыслепреступления в сети в виде репостов. Но злые языки говорят, что творчество Центра «Э» — это не столько проявление личных талантов Тимура Валиулина, сколько кураторов из администрации президента. Самого генерала бывшие коллеги характеризуют как человека, который когда-то умел ловить настоящих экстремистов, а не вымышленных.

Бывший сотрудник центра «Э» Владимир Воронцов: Он пытался расширить вот эти грани работы центров по противодействию экстремизму. Спектр был самый разный: то есть, это был религиозный экстремизм, то есть, люди ходили и в абсолютно разное время внедрялись в направления, там, в мечети приходили.

Но потом все изменилась. Трудно стало жить в том числе и полицейским, для которых ужесточилась «палочная система», рассказывает бывший «Э»-шник Воронцов. Хочешь не хочешь, а экстремиста найди — иначе никакой тебе карьеры.

Бывший сотрудник центра «Э» Владимир Воронцов: Катализатором, толчком, почему вот это все случилось, эта погоня за мемасиками — никакая там Мария Мотузная никого в жизни не интересовала. То есть, в том регионе, в Барнауле, Центр «Э» о ней знать не знал. Это показательно, что надо это сделать — и они просто обычные исполнители, которые, может быть, без каких-то внутренних ценностей, думают, что для нас это работа, Мотузная — это разменная монета, просто рабочий материал. Надо исполнить вот эту директиву, войти в положительную динамику, не попасть в зону критики — то есть, очень модно это выражение в системе МВД. 

Креатив был беспощаден. В этот же период Центр «Э» стал активно привлекать провокаторов для участия в митингах. Самые яркие из них — это сторонники движения SERB, не пропускающие ни одной акции протеста. Действия SERBа всегда согласованы с «Э»-шниками, рассказывают бывшие участники.

Активист SERB Олег Чурсин: Пикетов часто упоминал одного из оперативников Центра «Э», фамилия Окопный. Что время от времени они получают оперативную премию, надо согласовывать с ними свои акции, как себя вести, что делать, насколько жестко можно вести себя. 

А что же сам Тимур Валиулин? Человек немногословный, он интервью почти не давал. Но после митингов Навального в прошлом году не выдержал и высказался о наболевшем. На заседании Совета по правам человека он заявил: давайте сажать не только мальчишек и девчонок, но также их родителей.

Начальник главного управления по противодействию экстремизму МВД РФ Тимур Валиулин: Конечно, волнует участие молодежи в несогласованных уличных акциях. Статистика говорит, что процентное соотношение молодежи, которая в них участвует, увеличивается... Требуется внесение изменений в то, чтобы ответственность усилилась, не только в отношение детей, которые не знают, на что идут... В отношении родителей — может быть, даже учебных заведений, которые отвечают не только за учебу, но и за воспитание, образование. 

Одновременно с этим интервью появилось дело «Нового величия» — квинтэссенция полицейской работы: дети, митинги и провокаторы сошлись в одном рецепте посадки. Однако желание привлекать родителей к уголовной ответственности так и осталось в планах — не успел. А теперь Валиулин уходит. Говорят, что в последнее время у него были напряженные отношения с Сергеем Кириенко, первым замом руководителя администрации президента. Сам Валиулин был ставленником предшественника на этом посту Вячеслава Володина. Подтверждения информации о конфликтах в АП, опубликованной в телеграм-канале «Незыгарь», нет. Но очень похоже на правду.

Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Также по теме
    Другие выпуски