Чего не хочет признавать Кремль: почему семья Рауля Валленберга опять проиграла ФСБ?

19/09/2017 - 00:44 (по МСК) Соня Гройсман

В Москве начался и закончился без преувеличения исторический процесс. Мещанский суд отклонил иск племянницы шведского дипломата Рауля Валленберга к ФСБ России. Мари Дюпюи требовала, чтобы ведомство предоставило документы, которые прольют, наконец, свет на то, где и как скончался Валленберг, спасший тысячи евреев в годы Второй мировой. О том, как Россия годами отказывается раскрывать детали его гибели Соня Гройсман, а адвокат семьи Валленберг Иван Павлов объяснил, почему суд принял такое решение. 

Собравшимся в мемориальном центре на Манхеттене — сейчас уже больше 80, среди них — врачи, ученые и чиновники. Большинства из них вероятно не было бы в живых, если бы не Рауль Валленберг. Сотрудник шведского посольства в Будапеште, во время Второй мировой войны он спас десятки тысяч евреев. Выдавал им шведские паспорта и приобретал для них дома, которые объявлял собственностью Швеции. Так потенциальные жертвы Освенцима​ попадали под охрану международного права. 

«Он бы не остановился ни перед чем, чтобы иметь возможность спасать жизни», — рассказывала в документальном фильме о Валленберге одна из спасенных им женщин. «Он часто приходил на „марши смерти“ и пытался там спасти людей», — вспоминает другая.

Но через несколько лет после окончания войны Валленберг сам исчез в застенках Лубянки. Его вместе с водителем задержала в Будапеште советская контрразведка. Факт ареста советское правительство признало только в 1957 году. По официальной версии, дипломат умер на Лубянке 17 июля 1947 года от инфаркта. Однако родные Валленберга и историки, которые занимаются историей дипломата вот уже третье десятилетие, в эту версию не верят. 

Никита Петров, заместитель Совета Начуно-информационного и просветительского центра «Мемориал»: «Были, что называется, разночтения в причинах гибели. То ли это естественная смерть в камере тюремной, то ли это насильственное убийство. Здесь однозначного ответа не было. Но по крайней мере, когда речь шла об изучении обстоятельств смерти, во внимание принималось то, что аналогичные случаи с убийством заключенных уже были в том же самом 79-ом году».

Почти 70 лет родственники Валленберга пытаются добиться сначала от советских, а затем и российских госорганов доступа к документам о судьбе Валленберга после ареста, чтобы понять: как именно он погиб, когда и почему вообще был арестован. В июле 2017 года племянница дипломата подала в суд к ФСБ с требованием открыть доступ к архивам. 

«Мое самое главное желание в этой жизни — узнать правду. Надеюсь, что в я смогу вернуться в Москву и узнать правду», — объясняла Мари Дюпюи, племянница Рауля Валленберга.

Однако этому желанию Дюпюи пока не суждено исполниться: Мещанский суд Москвы встал на сторону ФСБ и родственникам Валленберга вновь отказали. Представители ведомства заявили, что в запрашиваемых документах есть фамилии и других заключенных, что, по версии спецслужб, является личной и частной тайной.

По словам Ивана Павлова, который представляет интересы семьи Рауля Валленберга, решение было ожидаемым, но он все равно собирается подать апелляцию и впоследствии запрашивать и другие документы, касающиеся шведского дипломата.

«Я понимаю, чего не хочет признавать Кремль, руками ФСБ закрывая дело. Если сегодня предоставить документы, будет очевидно: Валленберг убит. Это другое измерение вопроса. Это то, на что Россия не решилась даже в более благополучные времена, во времена 90-х годов, когда советские преступления, казалось бы, никто не намерен был скрывать, то сегодня сама атмосфера в стране, сама постановка вопроса об очередном советском преступлении вызывает отторжение у российской властной верхушки. Эта атмосфера и влияет на суд», — считает Никита Петров

*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски