Рассказ спортсменки, которая должна была поехать на Паралимпиаду впервые

«За последние месяцы меня проверили на допинг трижды. Такого не было никогда»
08/08/2016 - 22:31 (по МСК) Когершын Сагиева

Паралимпиады в Рио с участием России не будет. Или будет, если Спортивный арбитражный суд не подтвердит вердикт, который озвучил Филипп Крэйвен, глава Международного паралимпийского комитета. В минувшее воскресенье, 7 августа, Крэйвен объявил, российские спортсмены не просто отстраняются от Паралимпийских игр 2016, но паралимпийский комитет России теперь лишен членства в организации.

О настроениях сборной после заявления Крэйвена и о различиях в системе допингового контроля у обычных спортсменов и паралимпийцев, Дождь поговорил с членом сборной команды России по паратриатлону Анной Бычковой.

Мы сейчас слушали интервью другой спортсменки. Скажите, у вас сейчас такое же настроение, как у нее? Вы уверены, что суд будет на стороне российской сборной и все-таки вы поедете на Олимпиаду?

Мы бурно обсуждали эту ситуацию сегодня, потому что новость пришла вчера вечером. Мы тоже сохраняем спокойствие, продолжаем тренироваться в таком же режиме. Мы надеемся, что наше государство, наше Министерство спорта все-таки попытается нас отстоять. Мы до последнего верим в это. На данный момент каких-то изменений в нашей подготовке нет: мы так же планируем ехать на предварительный подводящий сбор, так же сохраняем все тренировки и однозначно надеемся только на лучшее.

Анна, согласны ли вы с мнением Оксаны Савченко? Это решение все-таки справедливо или нет?

Я в основном согласна с ее мнением. Я так понимаю, что в данной ситуации у них претензии в основном даже не к параспортсменам, а к Паралимпийскому комитету. Вчера прошла такая информация: приостановлено членство российского Паралимпийского комитета, в связи с чем российская парасборная не допускается к участию. Было афишировано, что был доклад Макларена, там такие-то пробы, но, как правильно заметила спортсменка Савченко, не был оглашен список, не были названы фамилии. Очень много вопросов по этому поводу.

Я так понимаю, что у них какие-то вопросы и претензии непосредственно к Паралимпийскому комитету. Так как мы все взаимосвязаны, соответственно, мы находимся в немного некомфортной ситуации, без вины виноватые. К сожалению, это такая структура, мы тоже, получается, несем ответственность.

Вы говорите, что, скорее всего, это претензии к Паралимпийскому комитету. У вас лично есть к нему претензии?

На данный момент нет. Мы вместе работаем, мы достигаем целей. Личной неприязни нет, там работают грамотные специалисты. Мы шагаем в ногу. Неприязни никогда не было.

Как работает эта система? Чем допинг-контроль у олимпийцев отличается от контроля у паралимпийцев?

Я не могу назвать именно отличия. Дело в том, что наша дисциплина, паратриатлон, дебютирует на этих Паралимпийских играх (чем нам еще более досадна вся эта ситуация). Наша дисциплина только-только была включена в Паралимпийские игры, это должно быть наше первое выступление. У нашего вида спорта абсолютно чистая история.

Соответственно, среди наших параспортсменов было не так много случаев, когда брали пробы на допинг. Я могу сказать за себя: за все годы, которые предшествовали этому паралимпийскому году, у меня в принципе не брали пробы. А за эти три месяца у меня уже взяли три пробы.

То есть к вам сейчас пристальное внимание.

Да, такого никогда не было. Все было абсолютно спокойно, а буквально за какие-то три месяца все изменилось. Первую пробу взяли у нас на тренировочном сборе в Португалии в конце весны. Две другие пробы взяли месяц назад, перед Чемпионатом мира и после Чемпионата России, приезжало РУСАДА. Доходит до абсурда, такого количества проб в паратриатлоне никогда не было.

Но если был допинг, это противоречит самой идее паралимпийского спорта.

Я предполагаю, что у нас есть какие-то недобросовестные спортсмены, потому что совершенно этого исключать нельзя. Они, к сожалению, употребляют допинг и своими неразумными, необдуманными действиями подставляют всю сборную.

Да, наверно, это есть, но хотелось бы вот на что обратить внимание. Мы знали, что вчера будет вынесено решение, но никто не ожидал, что будет именно такое решение. Решение насчет наших олимпийцев тоже основывалось на докладе Макларена. Наших ребят оправдали, российская сборная уже там. Конечно, я не беру легкую атлетику, там своя трагедия, но в основном всех ребят оправдали, мы участвуем в Олимпийских играх.

А здесь, получается, на рассмотрение Международному паралимпийскому комитету был представлен тот же самый документ. Так как уже был прецедент, мы были оправданы, мы полагали, что паралимпийскую сборную тоже не тронут и оправдают. Почему такое жестокое и хладнокровное решение именно по поводу параспортсменов, я не могу объяснить.

А если говорить о том, что система должна очиститься? Вы упомянули, что некоторые паралимпийцы применяли допинг. Как вы считаете, может быть, те люди, которые были уличены в применении допинга, не должны по-прежнему владеть квартирами и машинами, которые они получают после побед? Может быть, нужно менять систему в этом ключе, делать так, чтобы не было корыстной цели за победой?

Это абсолютно верно. Я не утверждаю, что кто-то принимал допинг, я предполагаю, что раз вопрос по этому направлению поднят, то, скорее всего, такие случаи имели место. Если таких спортсменов выявят, если это действительно так, конечно, они должны быть наказаны, к ним должны быть применены определенные санкции, которые предусматриваются в этом направлении.

Чистые спортсмены, которые в течение длительного периода добросовестно завоевывали возможность представлять интересы страны на таком высоком международном уровне ― Паралимпийских играх, теперь должны нести ответственность за тех спортсменов, которые повели себя не очень хорошо. Однозначно, должны находить виновных, они должны быть наказаны.

Анна, вы сказали, что претензии к Паралимпийскому комитету. Но ведь вам как спортсмену ничего не мешает поехать на Паралимпиаду и выступить под Олимпийским флагом, например. Вы готовы на это?

Я не думаю, что такая возможность будет разрешена. Пока об этом речи не идет.

Но если конкретно к вам нет претензий, почему бы и нет?

Я согласна. Конечно, мне как человеку, который любит свою страну, хотелось бы представлять ее интересы. Несмотря ни на что, мы великая держава, мы завоевали право выступать на этих играх именно от нашей страны, под нашим флагом. И я не говорю о финансовых аспектах. С точки зрения этики это очень приятно, тебя охватывает чувство гордости, когда ты можешь пройти под флагом своей страны. 

 

Фото: Felipe Dana / Associated Press

Другие выпуски