«Будем надеяться, что разъяснят, в чем экстремизм»: за что осудили журналиста РБК Соколова

10/08/2017 - 23:48 (по МСК) Анастасия Михайлова

Тверской районный суд Москвы приговорил журналиста РБК Александра Соколова к трем с половиной годам колонии общего режима по обвинению в организации деятельности экстремистской организации. По версии следствия, он, бывший редактор газеты «Дуэль» Юрий Мухин, а также их единомышленники Валерий Парфенов и Кирилл Барабаш продолжили участвовать в организации «Армия воли народа», которую в 2010 году Могорсуд запретил как экстремистскую. Подробнее — в материале Анастасии Михайловой.

«Если он сидит за какие-то разоблачения, в том числе по космодрому «Восточный», я ему благодарен за то, что он работает по этой теме. Я просто не знаю, первый раз слышу эту ситуацию, и фамилию эту первый раз слышу. Но, безусловно, разберусь. Но, если дело только в этом, безусловно, помогу вашему изданию и конкретному журналисту», — сказал Владимир Путин на большой пресс-конференции в декабре 2016 года.

Спецкорр РБК Александр Соколов занимался резонансными расследованиями. Преподавал в Плехановской академии и защитил диссертацию, в которой утверждал о перерасходе бюджета при подготовке Олимпиады в Сочи. Его последним расследованием в РБК стал материал о коррупции при строительстве космодрома «Восточный». Спустя несколько дней после публикации журналист оказался в СИЗО.

«Будем надеяться, что сегодня нам разъяснят, в чем преступление, в чем экстремизм в проведении референдума. Объяснят, в чем мы виновны — какой закон нарушили» — заявил осужденный. 

В следственном изоляторе Соколов провел уже 2 года. Правозащитный центр «Мемориал» признал его политзаключенным. В его поддержку выступали организация «Репортеры без границ», уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова и ее предшественница Элла Памфилова, президентский Совет по правам человека.

«То, что происходит, это пример отвратительного, омерзительного политического процесса, когда совершенно невиновных людей держат в тюрьме уже почти два года», — говорил про это дело оппозиционер Алексей Навальный.

Официальная версия обвинения — журналист участвовал в экстремистской организации, целью которой было расшатать конституционный строй страны. На самом деле, Соколов был администратором сайта организации «Инициативная группа по проведению референдума "За ответственную власть"».
Следствие утверждает, что под маской Инициативной Группы по Проведению Референдума «ЗОВ» скрывалась другая организация — запрещенная в России «Армия воли Народа». Она была признана экстремисткой в 2010 году.

Следствие утверждает, что новая организация, как и старая, выступала за принятие закона «За ответственную власть». А именно — регулярно проводить всенародные референдумы и оценивать работу руководства страны.
А по их итогам либо награждать политиков, либо отправлять в колонию.

«А что касается наших уважаемых депутатов, в кавычках уважаемых... до тех пор, пока депутаты не будут каждый отвечать за итоги своей работы в Думе, ничего у нас не изменится, за кого не голосуй», — говорил Кирилл Барабаш.

Под стражей, кроме Соколова, оказались всего несколько активистов организации. Идеолог и лидер организации — бывший редактор газеты «Дуэль» Юрий Мухин — хоть и стал фигурантом дела, но был отправлен под домашний арест. А потом получил условный срок.

«В конституции записано, что так наш народ имеет право высказать свое мнение или свою властную волю, закон есть о референдуме. Однако прошло уже почти 22 года этой власти. Вы помните хотя бы один референдум? Нет, а почему?», — заявлял Юрий Мухин.

Главными доказательствами в деле стали показания бывшего участника группировки, а также сотрудника полиции под прикрытием — некого Власова. В 2014 году он вступил в ИГПР под фальшивым именем Сергея Давыденко. Он утверждал, что ему поручили вербовать новых участников группы в Крыму и продвигать идеологию ИГПР.

«Его внедряли к Мухину, Парфенову, чтобы выяснить: одна ли и та же организация — «Инициативная группа по проведению референдума», которая не запрещена законом, и «Армия воли народа», — говорит адвокат Алексей Суханов.

«И сотрудники правоохранительных органов, и оперуполномоченные, и следователи и прокуроры, они ведь искренне считают, что организация референдума — это экстремизм», — считает его коллега Алексей Чернышев.

Сам Соколов считает, что пострадал за свою журналистскую работу. А все обвинение надуманное.
Так, «Армия воли народа» была признана экстремистской не за свою работу по проведению референдума, а по формальным основанием — за распространение листовки «Ты избрал — тебе и судить».

«Наверняка после таких публичных вещей администрация этим занималась. Но если дело дошло до суда, значит там не все так просто. Но я посмотрю еще раз», — обещал в декабре Путин.

Уже осенью приговор Соколову обещает обсудить Совет по правам человека при президенте. 

«Здесь я не склонен переоценивать роль различных внепроцессуальных институтов, вроде там Уполномоченного по правам человека и Совета по правам человека. И рассчитывать на какое-то личное вмешательство президента в конкретное уголовное дело, после того, как суд вынес обвинительный приговор», — подчеркнул Павел Чиков, глава международной правозащитной группы «Агора».


Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски