«Происходит масштабный экономический торг»: зачем России погранконтроль с Белоруссией

Обсуждают политолог Дмитрий Болкунец и главред ИА Regnum Модест Колеров

Россия восстановит пограничный контроль на границе с Белоруссией. Об этом решении ФСБ стало известно накануне. В Минске не знают об этом решении и подчеркивают, что это противоречит всем существующим договоренностям Союзного государства. Приказ подписал Александр Бортников, при этом причины восстановления границы в ФСБ так и не назвали.

В чем причина восстановления новых кордонов и что теперь изменится на границе Белоруссии и России — разбирался Алексей Александров.

Граница между Россией и Белоруссией формально отсутствовала с 1995 года, а с 2011 года при въезде из одной страны в другую не нужно было проходить даже таможню. Но теперь без предъявления паспортов пересечь границу будет невозможно.

Пограничная зона будет установлена в трех областях России, которые граничат с Белоруссией: это Псковская, Смоленская и Брянская области. Решение в ФСБ не объяснили, не комментировал его и российский МИД. Комментарии пришли из парламента. Глава комитета Совета Федерации Константин Косачев сказал, что границу возвращают, цитата: «для граждан третьих стран».

Собеседник Дождя в администрации президента рассказал, что восстановление границы связано с решением Минска ввести безвизовый режим для граждан 80 стран.  Это подтвердил Дождю и председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников. По его словам, Россия пытается защищаться от мигрантов и террористов, которые могут приехать в Россию из безвизовых для Белоруссии стран.

Леонид Калашников, председатель комитета Госдумы по делам СНГ: Мы тоже понимаем эти угрозы — и миграционные, и террористические. Насколько я понимаю, этим вызвано это решение. Лавров был в конце прошлого года, и был большой разговор, я помню, СМИ многие говорили, о том, что надо как-то эту проблему регулировать. Человек приехал на пять дней (в Минск), да, вы сказали, что он должен выехать и въехать через этот аэропорт. Но давайте вместе контролировать, а кто въехал, а как. Видимо, не договорились, в противном случае, сказал он тогда, мы будем должны вводить пропускные пункты.

Александр Лукашенко 9 января подписал указ о предоставлении 5-дневного безвизового въезда гражданам 80 стран – в этом списке Евросоюз и США. По заявлениям Минска, сделано это было для того, чтобы привлечь в Белоруссию туристов и бизнес. Безвизовый режим будет действовать только при прилете в международный аэропорт Минск. Но, как говорит экс-глава пресс-службы ФМС Константин Полторанин, именно так  — через Минск  — в Россию часто приезжают граждане Грузии, которым по закону нужно получать российскую визу.

Константин Полторанин, экс-глава пресс-службы ФМС: Предполагается со стороны ФСБ, что могут люди, которые приехали из страны, с которой Россия поддерживает визовое пространство, они могут сесть там на автомобиль, на поезд, на электричку и пересечь незаконным порядком государственную границу между Белоруссией и Россией. Проблема абсолютно понятна, она давняя, эта проблема, с ней столкнулись, когда были санкции введены против Грузии. Они добирались спокойно до Минска, поскольку с Минском не было прервано авиасообщение и не было никаких визовых барьеров, и садились на поезд Минск-Москва, и оказывались здесь без визы.

 Месяц назад, когда Лукашенко объявил о безвизовом режиме для 80 стран, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что это внутреннее решение Белоруссии, отметив, что это не стало неожиданностью для России. Потому что службы двух стран, цитата: «находятся в постоянной координации». А вот белорусская сторона сегодня заявила, что Россия о своих сегодняшних решениях заранее не предупреждала. Глава пресс-службы МИД Белоруссии Мария Ваньшина даже сказала, что действия России противоречат «всем существующим договоренностям». Но вводить пограничный режим и со своей стороны в Минске не собираются.

Антон Бычковский, официальный представитель Госпогранкомитета Белоруссии: Решение компетентных органов Российской Федерации об установлении пограничной зоны в пределах прилегающих к российско-белорусской границе территорий Псковской, Смоленской и Брянской областей является внутренним делом Российской Федерации. Официальной информации о принятии этих решений в Государственный пограничный комитет не поступало. Белорусских пограничников на направлении с Российской Федерацией нет, пограничная зона на направлении с Российской Федерацией не установлена.

То есть теперь на границе России и Белоруссии в любом направлении проверять паспорта будут только один раз, это будут делать российские пограничники. Впрочем, как нам рассказали белорусские журналисты, они и раньше уже это делали — примерно с марта 2014 года на КПП при въезде или выезде из России проводился выборочный паспортный контроль.

Белоруссия раньше традиционно была страной, через которую можно было быстро уехать из России, не привлекая внимание спецслужб. В частности, последний такой случай — это отъезд художника Петра Павленского из-за опасений уголовного преследования. Так же через Белоруссию убегал и экс-глава Банка Москвы Андрей Бородин, который сейчас находится в международном розыске. А прошлым летом из Петербурга в Минск, а потом в США улетел третий секретарь посольства Северной Кореи в России с семьей.

Белоруссия — это путь и для политических мигрантов. Как говорит экс-координатор правозащитной организации Human Сorpus Дженни Курпен, очень часто россияне, бежавшие через Белоруссию в других странах получали политическое убежище.

Дженни Курпен, экс-координатор правозащитной организации Human Сorpus: Собственно, в разгар существования Союзного государства, то есть до ситуации обострения с Украиной, это была реально граница, которую можно было пройти без предъявления документов. В обоих случаях — и если люди ехали просто на машине, своим ходом, и если бы они ехали на поезде, автобусе, маршрутке и как угодно, более официальным образом. Лично у меня таких людей было 11, для них это был единственный способ уехать.

Сейчас это будет почти невозможным. Правда, пересечь границу Белоруссии и России по-прежнему можно будет без загранпаспорта — по внутреннему российскому паспорту. Кроме Белоруссии, так можно въехать только в Казахстан, а еще Абхазию и Южную Осетию. Тем не менее правозащитники не считают, что Россия ввела пограничный режим с Белоруссией для того, чтобы остановить выезд кого-либо из страны.

На грузовой транспорт новые ограничения влиять не должны — таможни на границе России и Белоруссии не будет. Regnum сегодня со ссылкой на неназванный источник назвал еще одну возможную причину ввода пограничной зоны между странами — якобы Белоруссия собирается выйти из Евразийского экономического союза, ОДКБ и, возможно, Союзного государства. Информацию опровергли многие собеседники других изданий. У Александра Лукашенко завтра состоится пресс-конференции, и очевидно, что без вопроса об этом не обойдется. Кстати, сегодня стало известно, что Путин и Лукашенко скоро собираются встретиться — встреча пройдет предположительно 9 февраля. Говорить президенты якобы будут об энергетике.

 

Арно: Давайте разбираться. Со вчерашнего вечера мы следим за обновлениями. До сих пор никакой официальной версии в отношении того, что происходит на границе России и Белоруссии, нет. Мы знаем, что для белорусской стороны этот приказ ФСБ стал неожиданностью, тем не менее белорусский МИД не склонен драматизировать, никаких заявлений ФСБ не делает, зато Дмитрий Песков заявляет о предстоящей встрече Путина и Лукашенко. Что происходит между Россией и Белоруссией? Раздор это или недоразумение? Модест, сначала слушаем вас.

Колеров: Я могу сказать, что, говоря холодно, между Россией и Белоруссией происходит масштабный экономический торг. И информация о готовности Лукашенко поставить под вопрос участие Белоруссии в Евразийском экономическом союзе и в ОДКБ является обычным для Лукашенко актом шантажа, который он использует в экономическом торге и который сейчас он довел до высшей стадии каления и лишения, собираясь встретиться с Путиным.

Арно: А ваша версия, Дмитрий?

Болкунец: Я согласен с коллегой. Я считаю, что здесь в данном случае господин Лукашенко в очередной раз применяет эффект шантажа, он вбрасывает эти новости о том, что он якобы готов покинуть эти все интеграционные образования. Он об этом публично говорил еще в сентябре на встрече с главой Союзного государства Рапотой, сказал, что нас евразийская интеграция не устраивает, мы несем убытки и мы готовы покинуть это образование. Это попытка вызвать жалость со стороны Москвы, Москва должна расплакаться и дать ему денег новых для проектов — это с одной стороны.

С другой стороны, такой же шантаж Лукашенко ведет по отношению к Западу. Он сейчас вбрасывает через своих экспертов провластных на Запад фейковые новости о том, что якобы Россия должна его свергнуть в этом году, какие-то танки должны войти на территорию Белоруссии. Эти доклады публикуются в независимых белорусских СМИ, они публикуются в западной печати, они публикуются и доводятся до дипломатов с тем, что Запад должен тоже расплакаться и подумать, что Лукашенко угрожает опасность со стороны России, и помочь ему, в том числе финансово.

Арно: А Москва расплакалась? Ладно с ним, с Западом, неважно. Заявление Пескова, которое сегодня прозвучало в четыре утра. Визит Путина к Лукашенко в феврале — это запланированный визит или это некая реакция?

Болкунец: Нет, это незапланированный визит. Более того, пока я шел к вам в эфир, я еще не видел, чтобы он был подтвержден. Утренние сообщения со стороны Кремля были о том, что Лукашенко пригласили, но он пока не ответил. То есть он еще думает, ехать ему или нет. Я думаю, что мы завтра на его большой пресс-конференции, которую он созывает, неожиданно это называется, по-моему, «Диалог с народом», как-то так. И он туда политологов позвал, независимых журналистов, которых он очень редко зовет на пресс-конференции свои обычные государственные. Он завтра будет делиться своим мнением.

Я бы еще добавил по поводу выхода Белоруссии из ОДКБ и других образований. Сегодня посол белорусский был со мной в эфире на Первом канале, впервые, кстати, на Первый канал приехал посол, он сам попросился, он сделал заявление, что Белоруссия ниоткуда не собирается выходить, она является союзником, другом — это было официальное заявление белорусского посла.

Арно: Модест, вопрос к вам. То, что ФСБ никак не комментирует эту ситуацию, и то, что решение было принято, именно озвучено было в ФСБ. Это обычная, стандартная, штатная ситуация или что-то можно в этом увидеть, какой-то другой смысл?

Колеров: Все-таки пограничными войсками у нас занимается ФСБ, и ведомства, они были обязаны сообщить, почему они не разжигают страсти. Я думаю, что это отражает общее отношение ведомств в России к белорусской проблеме. В Белоруссии введение приграничного контроля было объявлено еще в 2014 году в одностороннем порядке. Заявляя о депортации гражданина Израиля и гражданина России блогера Лапшина по надуманному обвинению в Азербайджан, Минск уже тогда одним актом рассмотрения этой проблемы поставил под вопрос фундаментальные основы Союзного государства, очевидно, ни секунды не предупреждал об этом Москву. Так что давайте не будем верить в крокодиловы слезы.

Болкунец: Я бы еще здесь добавил к тому, что Модест сказал. Несмотря на то, что у нас есть Союзное государство, и граждане могут свободно перемещаться, но я знаю десятки случаев, когда граждане Российской Федерации, журналисты в том числе, известные политологи и политики, даже мы вспомним Бориса Немцова покойного и других людей, которые неоднократно депортировались и высылались из Белоруссии, они получали штамп невъездной на пять лет. Такое у нас было Союзное государство, по крайней мере, случаев обратных со стороны России, когда люди по политическим именно соображением высылались в Белоруссию, не было. Высылаются, но это уголовники и другие случаи.

Арно: Но зато были случаи недавнего побега, например, Петра Павленского через белорусскую границу.

Болкунец: Но такие же случаи бывают, когда белорусские оппозиционеры бегут из Белоруссии, потому что если не в списках, они так через Россию многие и уехали для того, чтобы спастись. То есть они использовали эти возможности.

Арно: А версия о санкционных продуктах? Мы сегодня все версии прорабатывали, и одна из них такая рабочая звучала тоже вполне себе адекватно — по поводу того, что, мол, все-таки ужесточение мер, необходимо каким-то образом регламентировать всю эту историю с санкционными продуктами, санкции никто не отменял и что Белоруссия — это такая лазейка, которую нужно прикрыть.

Колеров: Это большая, огромная дыра, а не лазейка, и об этой дыре и Путин говорил откровенно, и Медведев, и, собственно, Лукашенко, встречаясь со своими производственниками, говорил: «Ну мы же не дураки — пользуйтесь, делайте все», и подробно расписывал, как надо завозить выловленные в белорусских четырех или пяти, я не помню, океанах креветок, переупаковывать на своих предприятиях и ввозить в Россию. Но Россия фактически прощает это, потому что внутри Евразийского союза существует правовая, хоть и довольно длительная процедура, согласования этих интересов. Само по себе недобросовестное масштабное нарушение санкционного режима, которое идет со стороны Белоруссии, не может являться причиной, поводом к фактически проходящему поэтапному медленному разводу между двумя союзниками.

Болкунец: Я добавлю здесь, что действительно это огромная дыра, там проложены настоящие тропы, лесные тропы, по которым едут грузовики. Это уже давно происходит, еще и до введения санкций это происходило, когда шла контрабанда из Польши неконтролируемая, мясо, сало везли и т.д., которое никак не облагалась пошлинами, и Россия об этом все знала, но закрывала на это глаза. Это была такая небольшая помощь Белоруссии в экономике.

Но если мы посмотрим список самых богатых людей в Белоруссии, то мы обнаружим в этом списке людей, которые занимаются нефтепереработкой, нефть эта российская очевидно, и людей, которые заработали как раз на контрабанде, которые занимаются этими оптовыми поставками, причем это контролируется администрацией Лукашенко. Поэтому здесь ни для кого это не является секретом ни в Минске, ни в Москве, просто Минск почему-то делает вид, что ничего не происходит, и так должно быть.

Я считаю, что если мы строим союзные отношения, то должна быть абсолютно прозрачная история. Россия неоднократно предлагала Лукашенко поставить пограничников совместных на границу. Он говорит: «Хорошо, давайте заявку за пять дней присылайте, мы согласуем список, приезжайте, смотрите, у нас все честно» — такой был его ответ. Поэтому здесь вопрос у него к Москве больше касается финансов. Как раз Песков, который встречу анонсировал — это вопрос денег. Минск хочет от Москвы получить очередные транши и гранты, самое главное — добиться скидки на газ, которую он требует, он требует списать ему долг, который накопился за газ, и возобновить в полном объеме поставки нефти, потому что это очень сильно влияет на белорусскую экономику, она очень сильно зависит от этих поставок.

Я скажу, что за последние три года, с 2014 по 2016 год, белорусский ВВП упал на 40% в валютном исчислении. Это катастрофическое падение белорусской экономики, она упала до 2007 года. Это отражается на доходах населения, отражается на настроениях общества. А причиной является так политика, которую Лукашенко проводил 20 лет. Он не провел никаких реформ в экономике, а сегодня он пытается в политическое русло перевести отношения между странами и говорит, что в этом Россия виновата. В этом он виноват, в том, что он таким образом довел страну до экономической катастрофы.

Арно: Что ж, дождемся встречи Владимира Путина с Лукашенко и узнаем, что там они имели в виду. Спасибо огромное за этот разговор.

Фото: Sputnik.by

Другие выпуски