Вокруг Байкала разрешили сплошную рубку леса. Теперь в опасности и другие природоохранные зоны России

27/07/2020 - 21:43 (по МСК) Валерия Ратникова

Совет Федерации одобрил закон, разрешающий до 2025 года «сплошную рубку леса» в зоне Байкала под нужды Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, сообщил «Интерфакс». Его поддержали 140 сенаторов, двое были против, трое воздержались. Против принятия закона на пленарном заседании выступил сенатор от Иркутской области Вячеслав Мархаев, назначенный экс-губернатором от КПРФ Сергеем Левченко. По его мнению, сплошные рубки на Байкале могут нанести вред экологии природного объекта. Мархаева поддержал другой иркутский сенатор, Сергей Брилка. С подробностями — Валерия Ратникова. 

Закон, который разрешит сплошную вырубку лесов вокруг озера Байкал ради расширения важных для экономики магистралей, Совет Федерации принял прямо перед уходом на каникулы. На той же сессии, например, одобрили многодневное голосование и признали экстремизмом призывы к отчуждению территорий России. Но вот что важно: вырубка лесов вокруг Байкала — не главное, что беспокоит экологов в новом законе. Экспертов встревожило, что законодатели решили отменить до конца 2024 года государственную экологическую экспертизу вообще для всех объектов, связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры. Все ради расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. По крайней мере, так говорят.

Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации, на 487-м заседании Совета Федерации: Чтобы реализовать прорыв в экономическом развитии, без которого невозможен рост благосостояния нашего населения, повышение уровня доходов наших людей. Надо развивать. В стране надо развивать инфраструктуру. Мы внимательно обсуждали этот вопрос с правительством, вчера я разговаривала с заместителем председателя правительства Хуснуллиным, высказала те тревоги, которые озвучивали сенаторы, направил Фонд дикой природы и другие, и получили все исчерпывающие ответы, у меня есть справка. 

Список таких объектов, для которых отменят экологическую экспертизу до 2024 года, то есть до года президентских выборов, должно будет составить правительство России. В феврале РЖД пообещали закончить модернизацию БАМа и Транссиба к 2023 году, среди главных причин — необходимость экспорта угля на Восток, потому что в Европе на него спрос упал. Тем временем Фонд дикой природы в России уже попросил президента не подписывать новый закон. Там уверены: без государственной экологической экспертизы будет проще реализовать все строительные проекты, которые давно вызывали опасения у экологов, и речь идет не только об охранных зонах рядом с Байкало-Амурской и Транссибирской магистралями.

Екатерина Хмелева, директор по экономическим и правовым вопросам охраны природы WWF России: Не только территория Байкала пострадает. Там говорится об объектах магистральной инфраструктуры. А в них попадают и дороги, и железные дороги, о чем другая часть закона, и порты, и аэропорты. То есть будет перечень какой-то. Какой перечень — мы не знаем. Может пострадать «Роза Хутор», кавказские особо охраняемые природные территории. Варианты с Лосиным островом, там разные варианты, это дорога, которая идет от Щелковского шоссе. 

Экологи говорят, что ни в коем случае не выступают против развития инфраструктуры и экономики. Но отсутствие экологической экспертизы, на их взгляд, позволит заказчику начинать строительство без общественного обсуждения его безопасности для природы. При том что другой закон, улучшающий условия этой самой экспертизы, вот-вот могут принять.

Екатерина Хмелева, директор по экономическим и правовым вопросам охраны природы WWF России: Есть законопроект у Министерства природных ресурсов, он практически внесен в правительство, и я надеюсь, что в обозримом будущем он будет внесен в Госдуму, то есть проходит последние круги согласования. Он переводит государственную экологическую экспертизу на более раннюю стадию, то есть тогда, когда проектная документация еще не разработала, деньги заказчика еще не истрачены большие на проектную документацию, ну а оценка воздействия на окружающую среду уже проведена. Разработчикам бы стоило подождать несколько месяцев, на мой взгляд. 

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа: Мы признаем, что экологическая экспертиза у нас — это серьезный тормоз для экономического развития, что мы можем на несколько лет ее отменить. Ну давайте тогда все соляркой теперь зальем все реки, если вдруг такое произойдет. Не было необходимости отменять на столь длительный срок экологическую экспертизу, чем бы это ни оправдывалось, какими бы перспективами. 

Но все равно противники законопроекта, который, очевидно, касается не только охранной зоны вокруг Байкала, говорят о судьбе озера, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

На региональном бурятском телеканале выпустили отдельный сюжет на эту тему. В республике озеро считают священным, местные экоактивисты борются за его сохранение. Но, оказалось, на телевидении не место таким мнениям.

Маргарита Морозова, руководитель отдела по связям с общественностью волонтерского проекта «Сохраним Байкал»: Я поделилась в Facebook сюжетом на эту тему, радостная, мол, посмотрите, что будет. И на следующий день, когда я прошла по ссылке, этот сюжет был удален. Удален без суда и следствия. И причем у меня на Facebook еще несколько часов это видео блокировалось, его нельзя было посмотреть, что тоже интересно. Нынешний глава, бывший замминистра транспорта, этот закон явно в интересах транспортников, может быть, поэтому у нас так все необъективно. 

27 июля РЖД уже пообещали, что не будут вырубать лес вокруг Байкала ради строительства путей. Но это не главная проблема последних изменений в законодательстве, хотя и важная. 

Евгений Симонов, координатор экологической коалиции «Реки без границ»: Это меньшее зло, чем все остальные инновации, которые несет этот закон. Рубка леса раньше предполагалась в рамках современного законодательства, то есть с осуществлением государственной экологической экспертизы, с четким выделением этих земель. А теперь дан некий карт-бланш, поэтому нельзя однозначно утверждать, где они теперь будут рубить лес, когда руки из развязаны и они могут объявить инфраструктуру ассоциированной с магистралью, а потому не требующей никаких разрешительных процедур. 

Есть еще один важный документ, который уже напрямую связан с озером Байкал и который может фактически обнулить его природоохранный статус. Особенно в сочетании с новым законом, который одобрил Совет Федерации. Минприроды  предложило обновить перечень видов деятельности, запрещенных в охранной зоне у Байкала. Местные жители давно жаловались: здесь действуют слишком жесткие экологические ограничения, ничего нельзя построить. Но в новом перечне все послабления будут не для местных, а для инвесторов, чьи проекты одобрит президент или правительство. А среди этих проектов, как предполагают экологи, могут быть хоть мусоросжигательный завод, хоть целлюлозно-бумажный комбинат.

Евгений Симонов, координатор экологической коалиции «Реки без границ»: К сожалению, эти возможности не им, а инвесторам. Второй же пункт перечня утверждает, что все инвестиционные проекты, в любой форме, даже не в форме нормативных актов, получившие одобрение правительства или президента, не будут подлежать исключениям видов деятельности, запретов на виды деятельности, помещенные в этот перечень. То есть перечень не действует для внешних инвесторов, которые освещены правительством и президентом. 

Александр Федоров, член Общественного совета при Минприроды: Завтра в 11 часов министерство проводит специальную встречу для обсуждения этого проекта-постановления по запрещенным видам деятельности, где впервые приглашены люди, которые высказывали аргументированные возражения. Смысл всей этой законотворческой деятельности в том, чтобы улучшить состояние озера Байкал и обеспечить сохранение уникальной экологической системы. А это возможно тогда, когда к этому подключаются специалисты. Я надеюсь, что завтра этот запор, эта плотина в министерстве будет прорвана, и, наконец, министерство при подготовке подобных решений начнет проводить предварительные консультации. 

Сейчас экологи призывают не одобрять перечень, предложенный Минприроды. Это еще можно сделать: проект документа есть на государственном сайте regulation.gov.ru. Там можно написать отзыв и поставить дизлайк. А вот окончательное решение об отмене экологической экспертизы в охранных зонах ради расширения магистралей сейчас может принять только президент. И, кажется, это решение очевидно.  

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Фото: ITAR-TASS

Также по теме
    Другие выпуски