«Атака на Навального отработана на людях»: участник проекта по созданию яда «Новичок» о «двойном» отравлении политика

16/12/2020 - 10:45 (по МСК) Владимир Роменский

Издания The Insider, Bellingcat и CNN при участии Der Spiegel провели расследование, в котором утверждается, что к отравлению политика Алексея Навального причастны сотрудники ФСБ, а также, что в покушении на политика участвовали восемь человек, имена которых удалось выяснить благодаря анализу метаданных звонков. Авторы материала сообщили, что за два месяца до отравления в Томске на Навального была совершена попытка покушения в Калининграде, из-за чего пострадала его жена Юлия. Согласно анализу предыдущих поездок членов этой группы, они начали следить за Навальным как минимум с января 2017 года — после того, как он объявил о своих планах участвовать в президентских выборах 2018 года. В рамках предвыборной кампании он совершил более 20 поездок за пределы Москвы и практически в каждой из них за ним следили сотрудники ФСБ из спецгруппы. Обсудили с участником проекта «Новичок» Вилом Мирзаяновым, почему попытки спецслужб отравить Навального провалились и возможен ли сценарий с двойным отравлением политика. 

Скажите, вы видели сегодняшнее расследование Навального? И журналистов, конечно.

Да, я посмотрел, посмотрел.

Навальный говорит, что его пытались отравить несколько раз. Симптомы вообще похожи?

Да, вроде бы сходятся симптомы, да. Симптомы, конечно, зависят от дозы, которую получает жертва, так что они по силе могут быть в одном случае слабые, в другом случае сильные, а могут в третьем случае даже отсутствовать, не все симптомы могут быть.

Расскажите, как вообще подбирать дозу? Потому что именно на дозировку Навальный сам указывает несколько раз. Об этом говорят и те журналисты, которые проводили расследование. Насколько сложно ее определить и действительно ли нужно вымерять все буквально по… Даже, наверно, не граммам, по меньшим количествам вещества, чтобы человек не умер тут же, но и чтобы исход был летальный.

Я думаю, что это большая работа. Мы-то работали с животными, на животных мы определяли более-менее точно, потому что нас не ограничивали, так сказать, мыши, кролики были в доступном количестве. И вещества были доступны. А уже у КГБ в лаборатории, конечно, где разрабатывалось оружие, совершенно другие требования, уже, так сказать, на примере людей.

И сейчас я так подумал, что, видимо, атака на Навального отработана уже, так сказать, достаточно уверенно, кстати, на людях. Мы о них и не знаем, к счастью или к несчастью, просто Навальный слишком… Не слишком. Очень известный человек, поэтому он в центре внимания и все его передвижения. А вот те жертвы, на которых, наверно, испытывали, наверняка испытывали, не может быть, чтобы они вынесли и первый раз, так сказать, давай…

Поэтому они, конечно, знали, что они делают, как себя защищать и каким образом, куда наносить. Это была грамотная, так сказать, работа, работа, конечно, большая, это, несомненно, большая работа. И кто-то должен инициировать разработку этого оружия, скажем, КГБ: «То-то, то-то работать будет безотказно», и дальше уже принимают это какое-то техническое задание, тратят, конечно, миллионные деньги, и кадры работают. Так что это результат работы. Но видите как? Не всегда все выходит так, как они хотят.

И сам Навальный, и его супруга Юлия говорили, что не делали заявлений, которые могли быть связаны с прошлыми отравлениями, поскольку их бы сочли сумасшедшими, ведь никаких реальных воздействий, да, каких-то ощущенческих воздействий они не испытывали. И даже сама Юля рассказывала, что когда ее спрашивали, что болит, она не могла ответить на этот вопрос, тем не менее чувствовала приближающуюся смерть. Действительно ли так влияет на организм «Новичок»?

Видите, от дозы зависит, от дозы, опять повторяю. От дозы, плюс каким образом вещество доставлено в организм. Юле, по-видимому, просто повезло, она получила малую дозу, но достаточную, чтобы побывать в такой ситуации, где она испытывала такие чувства.

Конечно, когда наши люди работали с этими веществами, что греха таить, получали дозы. Но, понимаете, не всегда мы докладывали. Это было опасно, потому что лишали премии, потом, значит, давай, склоняли тебя, твоего начальника год, пока другой случай не представлялся. Поэтому, конечно, Юле в этом отношении, как и сотрудникам, которые работали с этими веществами, просто везло. Но тяжелый случай был бы, так сказать, конечно, тут уже был бы другой случай, уже в другом состоянии была бы она.

И тем не менее мы видим, что сегодня названы имена тех людей, которые непосредственно работали, по заявлениям СМИ, с «Новичком». Действительно сложно обращаться с этим веществом или качество сотрудников упало, раз их смогли рассекретить?

Понимаете, это другое дело ― рассекретить, потому что они по телефону наболтали, нарушили эти свои же инструкции. А так-то, конечно, эти люди умеют работать с этими веществами, иначе бы они сами получили бы дозу и были бы даже смертельные случаи, но этого не случилось.

Моим заместителем, когда я был начальником отдела противодействия иностранным техническим разведкам, был бывший в отставке подполковник Соколов, он как раз был начальником физико-химической лаборатории в МВД, о которой сейчас и говорят. Но у них там, я знаю, у нас не принято было расспрашивать о прошлом и всем прочем, я, так сказать, придерживался этого, но я знал из его, так сказать, рассказов, что лаборатория была отлично оборудована американским и японским оборудованием, лучше, чем мы, конечно. Я тоже оборудовал потом как следует, но это другое дело.

И последний вопрос, я попрошу вас ответить коротко. У вас остались ли какие-то сомнения, что за отравлением Навального стоит ФСБ и Кремль, как он сам утверждает?

Никаких сомнений абсолютно. Не буду расшифровывать, это каждый знает. Никаких у меня сомнений на этот счет нет. За этим стоит правительство Российской Федерации.

Фото на превью: Евгений Фельдман / фотопроект «Это Навальный»

Также по теме
    Другие выпуски