Что погубило Thomas Cook? Объясняет Андрей Мовчан

24/09/2019 - 21:28 (по МСК) Павел Лобков

Одна из старейших туристических компаний Thomas Cook начала процедуру ликвидации. Агентство Reuters сообщило, что переговоры компании с основным акционером и кредиторами провалились. У туроператора возникли финансовые проблемы на сумму 227 миллионов евро. Экономист Андрей Мовчан рассказал, как это могло произойти со старейшей туристической фирмой.

Только ленивый вчера не вспомнил «Мистера Твистера» Самуила Маршака и эти строчки: «Есть за границей контора Кука. Если вас одолеет скука и вы захотите увидеть мир, остров Таити, Париж и Памир, Кук для вас в одну минуту на корабле приготовит каюту» ― и так далее.

Это было бы нативной рекламой мирового класса, если бы не сюжет этого стишка. Всесильное мировое турагентство тогда оказалось бессильным забронировать номер в «Англетере» в молодой Стране советов, потому что везде шли съезды пролетариев, в «Англетере» тоже везде были пролетарии, и Твистер переночевал на буфетной стойке.

Конторой Томаса Кука, которая вчера обанкротилась, даже я пользовался году в 1996-м в Америке. Интернет тогда был не всесилен, и, чтобы построить маршрут по нескольким городам с самолетами, пришлось пойти к британцам. Они, собственно, изобрели мировой пакетный туризм, а основатель компании Томас Кук придумал ее еще в 1840 году как организованные железнодорожные экскурсии по Англии для трезвенников.

А чеки Thomas Cook, которыми пользовались еще в те же девяностые? Вот кто из вас видел чековую книжку Thomas Cook? А я видел, например, в начале девяностых, когда русских банковских карт не было, конвертация в чеки была единственным способом уберечь драгоценные доллары от карманников Нью-Йорка.

В 1995 году за фунт продали старейший английский банк Barings, после кризиса 2008 года почти похоронили великую страховую фирму Lloyd. Вот как эпохи уходят! Почему это случилось и почему вообще Thomas Cook дожил до сегодняшнего дня? Могут ли вообще динозавры XIX века стать единорогами века XXI? На связи по скайпу финансист и аналитик Андрей Мовчан. Андрей, здравствуйте! Я не знаю, слышали ли вы мой развернутый вопрос. Почему они дожили и какова судьба всех этих гигантов XIX века, на которых строилась мировая экономика?

Добрый вечер! Почему они дожили ― наверно, вопрос не очень релевантный. Ну как? Компания живет, пока живет ее бизнес и ее бизнес-модель приносит прибыль. Бизнес-модель Thomas Cook еще 25 лет назад была очень жива, компании боролись за первенство на этом рынке, рынок был достаточно хорош. Вся проблема была в том, что некому было заменить их на рынке представления информации о туристических возможностях.

С появлением больших онлайн-агрегаторов, с появлением достаточно хорошо работающего интернета и массовым появлением интернета как средства поиска и связи эти услуги, конечно, стали менее востребованными, на рынке началась война комиссий. Комиссии становились все меньше и меньше, все большую и большую долю съедали такие компании, как Booking, скажем, и появляющиеся новые агрегаторы путешествий, которые не требовали такого персонала, не требовали таких издержек, не требовали таких систем взаимодействия, какие были у Thomas Cook.

Thomas Cook отреагировал на это изменение не попыткой поменять свою модель, а попыткой стать больше. В борьбе за экономику масштаба Thomas Cook начал скупать другие туристические компании. Эта скупка была подстегнута еще и соперничеством с TUI, в которой, кстати, есть и российские акционеры, как мы знаем. Эти две компании фактически остались двумя самыми крупными и последними крупными туристическими агентствами на рынке Европы.

Поскольку комиссии их постоянно падали, а объем долга рос, потому что надо было скупать конкурентов, и в конце концов вырос так, что проценты съедали всю возможную прибыль, Thomas Cook и пришел к тому состоянию, когда он не смог себя окупать. Он себя не окупал уже лет десять. Один раз, по-моему, за последние десять лет он показал какую-то минимальную прибыль, а потом случилось еще несколько неприятных событий: террористические проблемы в Египте, неудавшийся переворот в Турции. Все это очень резко уменьшало количество туристов. Плюс пару лет назад в Европе было аномально жаркое лето, и огромное количество людей, которые потенциально ехали на юг, на юг просто не поехали, потому что было и так жарко. Это просто сломало компанию.

Андрей, скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что они должны были, по сути дела, государству, потому что Royal Bank of Scotland, который потребовал у них дополнительных инвестиций на 200 миллионов фунтов, они тогда их не показали, и он, в общем, их обанкротил. И теперь государство же должно спасать Thomas Cook. Будут ли их спасать как государствообразующую компанию?

Смотрите, там немножко другая ситуация. Вообще они не смогли расплачиваться по кредитам и по своим бумагам, выпущенным на рынке. Они пытались продаться международному туристическому конгломерату, с которым вели переговоры о цене продажи. Понятно, что там продажа должна была быть, условно говоря, за один фунт, но цена ― это сколько этот конгломерат должен был бы заплатить кредитору.

Основным кредитором является Royal Bank of Scotland, действительно, который принадлежит Британии, государству, то есть налогоплательщикам британским в конечном итоге. Договориться не удалось. Я не очень понимаю, почему на самом деле им не удалось договориться, у меня было впечатление в процессе, что там нет возможности не договориться, потому что в противном случае кредиторы теряют все. Но тем не менее не договорились. Может быть, если бы Royal Bank of Scotland был частным банком, переговоры шли бы более просто, а государственные деньги легко тратить.

Спасать компанию Thomas Cook никто не будет, потому что она заявила о банкротстве. Банкротство есть банкротство, это и есть спасение от кредиторов. Собственно, сама процедура банкротства ― это защита от кредиторов. Кредиторы теперь ничего особенно не получат, но и компания, скорее всего, тоже не будет существовать, по крайней мере, в узнаваемом виде.

Спасать надо туристов на самом деле сейчас уже, а не компанию. Туристов много, по разным оценкам, от 150 тысяч и больше, которые оказались в затруднительном положении. Как-то, наверно, их будут спасать сейчас, вывозить. Уже эту ситуацию называют Дюнкерком номер два, второй по величине операцией по спасению англичан в мире за всю историю.

Андрей, если философски говорить, есть же еще такие имена, которые с детства у всех на слуху по романам великим, не знаю, по Грэму Грину. Carlson Wagonlit, по-моему, Pullman, какие-то такие великие туристические… Nouvelles Frontières, которую мы все знаем по Бегбедеру, да. Их всех съест интернет в конце концов? Они могут умирать от разных симптомов, но причины болезни одни и те же?

Смотрите, съедают тех, кто не изменился. Динозавры умерли, потому что они не превратились в более устойчивых существ, а те, кто превратился, стали птицами, млекопитающими. Те, кто успевает превратиться, сохранятся, но совершенно понятно, что офлайн туристический бизнес практически мертв просто потому, что он менее удобен, чем онлайн. Все те же услуги есть в онлайне. То, о чем говорится в старых стихах про мистера Твистера, о возможности и невозможности забронировать отель, сейчас неактуально, потому что доступ к отелю есть напрямую через агрегаторы и сайты отелей.

Проникновение интернета в среде пользующихся туристическими услугами ― почти 100%, поэтому, конечно, все те перечисленные замечательные агентства, если они смогут стать интернет-игроками, то, наверно, смогут как-то выжить. Если они этого не сделают, то, разумеется, не выживут.

Большое спасибо. Но все-таки как было приятно, когда тебя обслуживают! Чем отличается офлайн от онлайна? В онлайне ты сам что-то ищешь, если сайт не очень дружественный, ты долго там копаешься, плюешь, уходишь от этого ноутбука, пьешь чай или что-то еще покрепче, потому что иногда без ста граммов не разберешься, возвращаешься, начинаешь все это бронировать. Что-то где-то не подходит, или оказывается, что там не 200 метров от моря, а километр, все еще везде врут, проверить ничего нельзя.

В общем, онлайн ― такая бездушная все равно штука. Я все-таки тоже человек старый, динозавр, мне приятно, когда меня обслужат, когда приходишь на стойку, там такое старое, с детства знакомое название: Thomas Cook, Nouvelles Frontières, Carlson Wagonlit. Там с тобой разговаривают, тебе еще могут кофе налить. Но, к сожалению, этот мир, видимо, прекращает свое существование, нужно к этому готовиться. Впрочем, те, кому двадцать, того мира, в общем, и не видели.

Фото: Zuma\TASS

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски