Сергей Алексашенко: «То ли Путину это наскучило, то ли он относится к посланию как к техническому действию»

Экономист о том, что президент забыл упомянуть в своем выступлении
02/12/2016 - 01:25 (по МСК)

В послании Федеральному собранию Владимир Путин обычно задает курс на будущее. На этот раз самой конкретной мерой, которую назвал президент, стало поручение «настроить» налоговую систему. Что на самом деле будет с налогами, и о чем Путин забыл сказать в своем послании, рассказал экономист Сергей Алексашенко. 

Сергей Алексашенко: Владимир Путин хорошо понимает, что, как говорится, с такой бюджетной политикой далеко не уедешь, денег нужно больше. Соответственно, для того, чтобы денег стало больше, нужно так или иначе повышать налоги. Повышение налогов — процесс в любой стране не популярный. Понятно, что президент, который через год начнет свою очередную выборную кампанию, и, видимо, весь год будет готовить общественное мнение, что он лучше всех, и что никто, кроме него, и будет укреплять свою электоральную базу, а это люди всех-всех уровней, которые живут не очень хорошо, для которых любое повышение налогов, даже самое незначительное, — это удар по карману, для которых растущие цены и падающий уровень потребления — это проблема. Конечно, повышение налогов, оно не приятно никому. Поэтому президент не хочет брать на себя ответственность, он говорит — настройка, как будто надо взять Жигули и настроить так, чтобы из них получился Мерседес.

Что я считаю? Я считаю, что точно совершенно повышение налогов — вещь не первонеобходимая, что гораздо важнее и гораздо эффективнее для российской экономики это снизить военные расходы, снизить воровство, откаты и неэффективное использование средств федерального бюджета, раздачу их своим друзьям. Я думаю, что есть резервы повышения собираемости налогов, и точно совершенно есть резервы повышения в нефтегазовом комплексе.

Говорить всерьез о какой-то радикальной перестройке налоговой системы в России, наверное, не приходится, потому что все основные налоги, они у нас существуют: налог на прибыль, подоходный, НДС, экспортные пошлины. Поэтому ввести что-то новое, ну, в мировой практике пока ничего другого еще не придумали, поэтому, наверное, останется все, как есть.

И последнее, что на эту тему я бы сказал. Мне кажется, что вообще говоря, самый большой рост эффективности бюджетных расходов можно достичь только в том случае, если передать и доходы, и расходы вниз, на уровень местного самоуправления, чтобы люди, которые пользуются основной массой бюджетных услуг, сами решали, куда им направлять деньги. Ну, а об этом в послании президента не было сказано ни слова, значит, этого ожидать не следует.

Мне кажется, главное, что отсутствует в этом послании, это конкретика, то есть привязанность к тому, что вообще говоря, где страна находится, и почему она оказалась в таком положении, почему экономика восемь лет не движется с места, а стоит, как вкопанная, и соответственно, что нужно сделать, чтобы решить ключевую проблему, а именно отсутствие роста инвестиций. То есть мне кажется, что главная проблема российской экономики, она очевидна, и о ней многие говорят, что в экономике нет инвестиций.

Соответственно, инвестиции снижаются — на экономический рост рассчитывать не приходится. Поэтому, вот этого президент вообще не говорил, то есть он двумя словами, он назвал так — «нет инвестиционных ресурсов», что на самом деле это неправда, инвестиционных ресурсов во всем мире более чем достаточно, все инвесторы ищут только, куда вложиться. Россия — страна инвестиционно непривлекательная. И соответственно в этом направлении, в направлении защиты прав собственности, ответов на те вопросы, который поставил уполномоченный по правам бизнесменов Борис Титов в своем докладе о состоянии предпринимательства в России, вот на все это дело ответов президента не прозвучало.

Никакого вектора президент не видит, ему то ли не хватает идей, то ли не хватает людей, которые могут эти векторы ему предложить, то ли ему просто это все уже настолько наскучило, что он к Посланию относится, как к техническому действию, которое произнести надо, но, конечно, то, что он будет делать, с Посланием никак не будет связано.

Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ

Другие выпуски