Император Акихито, Елизавета II и Хуан Карлос: почему монархам так трудно уйти на пенсию?

Колонка Анны Монгайт
19/10/2016 - 00:05 (по МСК)

Во вторник, 18 октября, стало известно, что правительство Японии ведет подготовку к созданию юридической базы для возможного отречения императора Акихито в 2018 году. Император, которому исполнилось уже 82 года, устал — и он уходит. Хотя отречение по‑прежнему аккуратно называют «возможным». Кажется, японцы не могут поверить в реальность происходящего.

В августе 2016 года последний из живущих на земле императоров — Акихито — внезапно обратился к нации. Он сообщил, что ему, как и любому другому 82-летнему человеку тяжело выполнять свои императорские функции. Недавно он перенес операцию на сердце и рак простаты. А в Японии, стране долгожителей, где старение нации остается одной из главных проблем, молодые отчаиваются ждать, когда же скрипучий социальный лифт доползет до их этажа. Так и 56-летний кронпринц Нурахито уже скоро и сам состарится, а на хризантемовом троне по‑прежнему восседает его почтенный отец.

Новость о возможной передаче золотого меча и ожерелья из яшмы — символов власти — кронпринцу прозвучала , как гром среди ясного неба. Отречений от престола старейшая царская династия, правящая с 660 года нашей эры, не знала почти 200 лет. Последним отрекся император Кокаку в 1817 году, после чего в конституцию были внесены изменения: император лишался права на отречение во избежание смуты. И это в XXI веке, когда европейские монархии максимально демократизировались.

Несмотря на популярность в своих странах, фактически за один год знаковые европейские короли и королевы добровольно ушли. Голландская королева Беатрикс уступила трон сыну Виллемe-Александру, Альберт Второй Бельгийский — сыну Филиппу, добровольно передал престол и король Испании Хуан Карлос. Подобного шага ждут и от Елизаветы II, которая по слухам не может решить, кто же достоин править страной. Ее непопулярный сын, 68-летний Чарльз, или любимец народа — внук Виллиам.

В обращении императора Акихито подданные услышали и другую новость. Фактически впервые император публично назвал себя не просто «человеком», а сравнил себя со всеми остальными стариками своего народа, что уже назвали «моральной революцией».

Еще совсем недавно его отец Хирухито, с чьим именем на устах японцы ввязались во Вторую мировую, под давлением американским оккупационных властей с трудом отказался от определения «богочеловек» и сын бога солнца Аматэрасу. Но Акихито всегда был демократичней и своего народа, и своей семьи. Он женился на простолюдинке‑ дочери мукомольного короля Митике Седа.

Он был королем «дипломатии». Его официальные визиты смягчили не один конфликт. На протяжении жизни он посетил 50 стран. И в 1992 году даже побывал в Китае, казалось бы, навсегда уязвленном японской военной экспанией. Акихито сделал то,что кажется невозможным в современной России — он извинился за политику своей страны, выразив «глубокое раскаяние».

Проблема в том, что тут примиренческие взгляды императора не разделяет премьер‑министр государства Синдзо Абэ и поддерживающие его традиционалисты. Они считают , что великая Япония унижена и не должна извиняться. Они же препятствуют прижизненной передаче трона от Акихито к Нарухито. Ведь придется переписывать старую конституцию. И, наконец, националистические силы не дают изменить лиственничное право (право престолонаследия по мужской линии) на право первородства.

У кронпринца есть только одна дочь. Но японские законы не позволяют ей унаследовать трон. Как в каком‑то средневековье у принца и его жены Масако громко требуют рождения сына. Но сына родить не получается, Масако слегла с депрессией, принц в тревоге. Но дедушка-император хочет, чтобы счастливы были все его дети и, похоже, он добьется своего.

Во всяком случае спустя пол года после обращения к нации наконец‑то начала консультации комиссия по отречению из пятерых ученых и одного представителя большого бизнеса. Каждую неделю они будут отчитываться перед парламентом.

 

Фото: Kim Kyung Hoon / Reuters

Другие выпуски