В мире появились два новых русских миллиардера. Кто такие Ратмир Тимашев и Андрей Баронов?

10/01/2020 - 21:36 (по МСК) Богдан Бакалейко

Ратмир Тимашев и Андрей Баронов попали в список Forbes благодаря продаже своей компании Veeam Software, которая занимается разработкой программного обеспечения. Сделка с американским венчурным фондом Insight Partners позволила россиянам разбогатеть на несколько миллиардов долларов. В биографиях новоявленных миллиардеров разбирался Богдан Бакалейко.

Ратмира Тимашева и Андрея Баронова сложно назвать российскими бизнесменами — они с начала 90-х живут в Америке. Но прежде они закончили МФТИ, где и подружились. И уже сейчас можно сказать, что дружба эта стала очень успешной.

Тимашев очень много дает интервью, преимущественно на английском языке, а вот Баронова в интернете найти практически невозможно. Поэтому историю известна только со слов Тимашева. Он в перестройку участвовал в кооперативах, так и накопил деньги на переезд. 

Российский предприниматель Ратмир Тимашев: Я занимался строительством, я работал над кандидатской — и я заработал много денег. Первое лето, потом заработал во второе лето. Купил машину, квартиру. Подумал — ну, скорее всего... У меня хорошие оценки были, средний балл — 4,5, не супер, но нормально. Думал — ученый я буду средний, а вот бизнесменом я буду хорошим. Поэтому я понял, что в будущем я хочу стать бизнесменом. Потому что я почувствовал запах денег — это как запах крови, почувствовал и думаю — все-таки это мое будущее.

Тимашев поступил в аспирантуру университета Огайо, а параллельно занимался бизнесом. В 92 году он начал продавать компьютерные комплектующие. А чуть позже, в 95, у него возникла идея продавать их через интернет. Он приехал в Россию на день выпускников МФТИ и рассказал об этом Баронову. В итоге оба уехали в Америку. 

Российский предприниматель Ратмир Тимашев: Ну, он приехал, мы за полгода выпустили — где-то на шесть месяцев отстали от «Амазона». Сидели у себя в общежитии, в маленькой комнате с Бароновым сделали... Баронов сделал бэкенд, я сделал фронтенд, он меня научил программировать. Мы запустили магазин — все можно было купить, мы тогда все придумали. Поиск по базе данных, там Shopping cart была, PayPal-процессинг, мы свой сделали еще до PayPal. Поскольку денег не было на маркетинг, мы придумали спам. Мы все придумали, спам, разве что интернет мы не придумали.

Это, к слову, характерный признак становления IT-рынка в Америке. Пока в одном гараже Джеф Безос делал «Амазон», в другом гараже Стив Джбос собирал свой первый компьютер, Тимашев и Баронов в общежитии собирали свой интернет-магазин.

Российский предприниматель Ратмир ТимашевУ нас маржа была 10%, то есть мы продавали на пять тысяч компьютерные детали. Поскольку тогда была маржа была 10%, 500 баксов для студента были большие деньги. Но мы ничего не делали, потому что все было автоматически. То есть, мы сидели и деньги считали. Потому что человек размещал заказ в интернете, этот заказ автоматически обрабатывался, кредитная карта автоматически обрабатывалась, заказ шел автоматически в tech data, а tech data отсылала, это называется drop shipment, клиенту. То есть, нам ничего делать не нужно было. У «Амазона» была точно такая же идея. Никаких складов — ничего у них не было. 

Но вскоре магазин они забросили и начали заниматься созданием софта. Сейчас Тимашев об этом даже немного сожалеет. Возможно, тогда он с Бароновым, как и Джеф Безос, стал бы одними из самых богатых людей на планете. Миллиардером Тимашев хотел стать еще тогда — получилось лишь в 2020. После сделки «Форбс» оценивает состояние каждого в миллиард и 200 млн долларов. 

Издание еще не обновляло рейтинг, но, видимо, с 153 и 148 места в списке богатейших россиян они поднимутся на позиции с 80-й по 90-ю. Вообще у новых миллиардеров получилась неплохая команда, где Баронов — отличный программист, а Тимашев умеет генерировать идеи и продавать их. 

Российский предприниматель Ратмир Тимашев: Я говорю, Андрюха нам нужно сделать это, back up в Cloud. «Ну давай сделаем, ну давай, ну давай!» — «Отстань!» — «Ну давай!». Поскольку у меня идей приблизительно десять в день, он знает, что нужно все идеи пропускать. Поскольку у меня десять новых идей каждый день, если я о какой-то идее говорю три месяца подряд, это значит, он начинает слушать. Если я эту идею повторяю каждый день, через три месяца он начинает слушать. Еще через три месяца, если я продолжаю говорить, он начинает ее полностью разбирать — и снова ее собирает, как будто это его идея.

Пару слов о компании Veeam Software — это стартап, которые Баронов и Тимашев запустили в 2006 году. Veeam занимается бэкапом или резервным копированием данных. Для бизнеса штука полезная, вся информация хранится на дополнительных серверах. Veeam — лидер на своем рынке. Выручка компании составляет миллиард долларов, из них чистой прибыли — 100 млн. Но компания эта, конечно же, не российская, штаб-квартира находится в Швейцарии, а теперь и вовсе переедет в Америку. Сделку российских бизнесменов венчурные инвесторы оценивают позитивно. 

Управляющий партнер Starta Ventures Серж Мильман: Как я понял, это хороший deal (сделка) для обеих компаний — кто покупает и кто продает. Весь мир знает эту компанию, клиентура со всего мира. Эта компания выросла не только как русская, но и как глобальная, с офисами по всему миру — в Швейцарии, Нью-Йорке, в Калифорнии.

Вообще в рейтинге богатейших россиян «Форбс» из IT-сферы лишь 14 человек. По численности четвертая отрасль, хотя в мире уже давно богатейшие занимаются высокими технологиями. Тимашев и Баронов не просто так уехали в Америку и не просто так их Veeam Software находится в Швейцарии, а не как бы нам хотелось в России. Все же найти деньги под проекты, которые планируют существовать здесь, в России, до сих пор сложно. 

Управляющий партнер Starta Ventures Серж Мильман: Я могу ответить за американских инвесторов. Американские инвесторы не любят, когда head quater (главный офис) и intellectual property (интеллектуальная собственность) [находятся не] в Америке или Англии, или Швейцарии, где сильные правила, сильные законы, где права инвесторов защищены.

То есть, защита прав инвесторов и бизнесменов в России все еще слабая. Хотя Серж Мильман уверен, что ситуация понемногу исправляется. Главное — чтобы этот тренд увидели все инвесторы. К слову, следить и ловить тренды — главный совет Ротмира Тимашева. 

Российский предприниматель Ратмир ТимашевЯ иногда думаю — блин, а что-то мне очень много раз в жизни повезло. Это вообще случайность или нет? Во-первых, я уехал из Уфы в Москву учиться, потом физтех и так далее. Наверное, важно ловить тренды — я тогда интуитивно, на уровне gut feeling [нутром чувствовать], понял, что тренд будет на высокие технологии. То есть, грубо говоря, если ты вовремя не уехал из Уфы, тебе уже оставшуюся часть жизни лучше провести в Уфе. А если уже уехал — ты никогда практически не вернешься.

Судя по всему, бизнес-партнеры нашли новый тренд, раз решили продать компанию. Они уже давно вкладывают в небольшие стартапы и ищут новые ниши. Поэтому не исключено, что скоро найдут новый Microsoft, Amazon или что-то в этом роде. 

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Фото: VEEAM.COM

Также по теме
    Другие выпуски