Ахмеда Закаева опросили по делу Немцова. Его источник уверяет — план готовился Путиным, Золотовым и Кадыровым

08/07/2019 - 21:25 (по МСК) Дарья Полыгаева

В Люксембурге проходят первые слушания, связанные с подготовкой специального доклада ассамблеи о расследовании убийства политика Бориса Немцова. На слушаниях обнародован протокол опроса бывшего вице-премьера Чечни Ахмеда Закаева. Со ссылкой на свои источники в Чечне Закаев утверждает, что убийство Немцова готовили еще в 2012 году при участии Владимира Путина, Виктора Золотова и Рамзана Кадырова. Он также говорит, что встречался с Немцовым и предупреждал его об этой угрозе. Опрашивал Закаева адвокат Вадим Прохоров. Он рассказал Дождю, какую силу может иметь этот доклад.

Вадим, расскажите, пожалуйста, о докладе, который готовится в Парламентской ассамблее ОБСЕ, кто и как его готовит?

Вот я сейчас пока еще нахожусь в Люксембурге, Люксембург это, собственно, одна из столиц Совета Европы, именно здесь сегодня закончилась пленарная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, то есть Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, с которой российские власти не прекращали сотрудничество ни на один день. Если ПАСЕ они покинули, то ОБСЕ, а это, я напомню, и нерушимость границ послевоенных, это и все договоренности в сфере безопасности, это 57 государств, включая Америку, Россию и всю Европу, и более миллиарда населения. Так вот, вчера в рамках Парламентской ассамблеи ОБСЕ были проведены слушания, это первые мероприятия в рамках подготовки специального доклада, посвященного расследованию убийства Бориса Немцова. А правильнее, наверное, сказать, отсутствию надлежащего расследования в России убийства Бориса Немцова. Вот вчера как раз при активном участии спецдокладчика, а это шведская депутат риксдага, вице-президент Парламентской ассамблеи ПАСЕ, известный европарламентарий Маргарета Седерфельт при участии Жанны Немцовой, вашего покорного слуги, Владимира Кара-Мурзы состоялись слушания, которые, собственно говоря, открыл председатель, новый, вновь избранный сегодня председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Георгий Церетели. И вот как раз в ходе этих слушаний и были оглашены, по сути впервые, показания Ахмеда Закаева, которые я взял у него официальным образом, в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства 4 октября прошлого года.

Вадим, у людей, которые следили за расследованием по делу об убийстве Бориса Немцова, возникнет справедливый вопрос, какое вообще отношение к этому делу имеет Ахмед Закаев, который давно уже в России не живет? И можно ли доверять его словам?

Можно ли доверять его словам или нет, я думаю, уж точно в большей мере, чем многим источникам, находящимся сейчас у власти в Грозном, вот уж это точно. Что касается Ахмеда Закаева, то я напомню, что даже Российская Федерация в свое время официально признавала его вице-премьером Чечни, и нет никакого сомнения, зная устройство чеченского общества, что он действительно, как он говорит в своих показаниях, весьма осведомлен, прекрасно осведомлен в том, что сейчас происходит в Чеченской Республике. Он имеет прекрасные источники, он в данном случае ссылается на источник из ближайшего окружения Рамзана Кадырова и его правой руки, депутата Госдумы Адама Делимханова, и при определенных условиях, то есть на условиях строгой анонимности, в случае международного расследования он даже готов, возможно, раскрыть этот источник. Так или иначе, эта информация должна быть проверена, эти показания были предоставлены нами, адвокатами Жанны Немцовой, непосредственно следствию, руководителю следственной группы генералу Тутевичу, он приобщил эти показания к материалам уголовного дела, но во всем остальном отказал: в допросе самого Ахмеда Закаева, в допросе Андрея Пионтковского, который также дал показания в рамках этого дела, со ссылкой на Ахмеда Закаева, и в допросе тех лиц, которые были, собственно, были  упомянуты Ахмедом Закаевым, хотя мы, как адвокаты потерпевшей, настаивали на этом.

Скажите, дали ли в ОБСЕ оценку этим показаниям Закаева?

Пока, собственно, как я уже сказал, это первые слушания в рамках подготовки доклада, наверное, рано давать какую-то оценку, но спецдокладчик, госпожа Седерфельт, серьезнейшим образом отнеслась к этим показаниям. Очевидно, они требуют дополнительной  проверки, как вообще требуется реальное возобновление следствия, которое сейчас по сути не то что буксует, а как я понимаю, оно по сути заблокировано. Есть выделенное  уголовное дело в отношении неустановленных организаторов и заказчиков, никто из них по сей день не установлен и собственно говоря, необходимо проводить дополнительную проверку всех показаний и доказательств в рамках дела и устанавливать организаторов и заказчиков данного преступления. Пока, как мы видим, этого не происходит, этого необходимо добиваться.

Я хочу вернуться к своему первому вопросу, какими все-таки силами готовится этот доклад? Вы сказали, кто автор этого доклада, конечный автор, ответственный человек, какие силы в ее распоряжении есть? И способны ли авторы этого доклада проверить показания Ахмеда Закаева?

Вообще, собственно говоря,  это первый спецдоклад в рамках ОБСЕ. В рамках Парламентской ассамблеи Совета Европы спецдоклады периодически происходят. Напомню, что недавно как раз был подготовлен специальный доклад, тоже по расследованию убийства Немцова, в рамках Парламентской ассамблеи Совета Европы литовским депутатом Эмануэлисом Зингерисом, они располагают всеми материалами уголовного дела, которые мы, адвокаты, Жанна Немцова, ваш покорный слуга и моя коллега Ольга Михайлова, им предоставили. Российские власти с ними не сотрудничают, к сожалению, но вполне возможно, что будут сотрудничать со спецдокладчиком в рамках ОБСЕ, потому что ОБСЕ это такая крупнейшая международная организация в сфере безопасности, с которой Российская Федерация, и собственно говоря, руководство России пока еще сохраняют взаимоотношения. Как будут проверяться? Очевидно, что будет какое-то взаимодействие с российскими следственными органами. Очень надеюсь, что российские следственные органы будут взаимодействовать, но к сожалению, на первые слушания в рамках доклада не пришел ни один депутат, ни один член российской делегации, хотя 15 депутатов, насколько нам известно, участвовали в этой конференции, включая и господина Толстого, и небезызвестного господина Онищенко, и господина Рыжака. Собственно, мы их сами там видели. Но никто, ни один из них не пришел на эти слушания. Видимо, занята позиция игнорирования этого доклада, что, конечно, совершенно недопустимо и неправильно.

Вадим, у меня к вам последний вопрос, если можно, коротко. Вот когда этот доклад будет готов, что он все-таки будет означать для расследования дела об убийстве Немцова в России?

Мы надеемся, вернее, планируется, что этот доклад будет готов к следующему лету, то есть лету 2020 года. А что он будет означать, понимаете, ничто не заменит полноценного расследования в рамках Российской Федерации, официальными правоохранительными органами Российской Федерации. Очевидно, что сейчас этого не происходит, то есть по сути дальнейшее расследование заблокировано, видимо, оно ведет к очень серьезным государственным чиновникам, причем, видимо, не только на высшем уровне Чеченской Республики, но и, в том числе, и на общероссийском уровне. Конечно, когда-нибудь это произойдет, а пока необходим международный надзор, международный контроль и, как минимум, констатация того факта, что убийство вовсе не раскрыто, как об этом совершенно напрасно заявил в свое время господин Бастрыкин, и необходимо этим вопросом серьезно заниматься.

Спасибо вам.

Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images

Также по теме
    Другие выпуски