«Его можно сравнить только с Щукиным». Кем был создатель Музея русской иконы Абрамов, и что будет с коллекцией после его гибели

21/08/2019 - 22:58 (по МСК)

21 августа стало известно, что на борту вертолета, который разбился у греческого острова Порос, был основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов. Его называли «настоящим меценатом из породы Третьяковых и Щукиных». Абрамов основал свой Музей русской иконы в 2006 году. В его коллекции около пяти тысяч экспонатов, многие из них уникальны. Кем был Михаил Абрамов, и что теперь будет с одним из немногих успешных частных музеев, смотрите в нашем материале.

Первый в Москве частный Музей русской иконы Михаил Абрамов открыл в 2006-ом. Восемь лет назад музей переехал в центр и занял два старинных особняка на Таганке. Абрамов увлекся собиранием и восстановлением икон еще в начале двухтысячных. Как рассказывал сам меценат, его коллекция началась с древней иконы архангела Михаила. Пока он искал ее, понял: приобрести икону 15-16, даже 17 века в хорошем состоянии в России почти невозможно. 

Абрамов поставил себе цель: превратить домашнюю коллекцию в настоящий музей, доступных для всех. С самого открытия о его собрании заговорили в Москве благодаря выставкам и художественным проектам. 

Предприниматель Михаил Абрамов: Здесь речь идет о нашем национальном достоянии, русской иконе. И до меня этим никто просто не занимался. Это большой проект создания большого музея.

Сейчас в музее 5000 экспонатов — все куплены на деньги Абрамова. Вход и все выставки бесплатны для посетителей, поэтому музей не платит налогов. Но и финансовой поддержки от государства он не получает. До сих пор это была полностью частная инициатива. 

Теоретик искусства, друг Михаила Абрамова Алексей Лидов: Он давал установку всегда покупать самое лучшее, самое древнее. Не важно, сколько бы это ни стоило. Они разыскивали на рынке в разных странах мира уникальные иконы и приобретали их, причем довольно часто это были иконы легально, а чаще нелегально вывезенные из Советского Союза. 

Михаил Абрамов крестился только после службы в армии, а первые деньги заработал в середине 80-х. Тогда разрешили кооперативы, и Абрамов открыл свой — по пошиву изделий из кожи и меха. А с начала 90-х предприниматель занялся строительством и реставрацией зданий в Москве.

Теоретик искусства, друг Михаила Абрамова Алексей Лидов: Он родился в московской интеллигентной семье врачей, в атеистической семье. Но в 80-ые годы воцерковился и стал православным. И его друзья православные ему сказали: «Ты православный, а иконы у тебя нет, что же ты за православный после этого?»

Абрамов считал музей своим главным детищем. Как рассказывают его друзья, меценат был уверен: именно благодаря тому, что он вкладывает деньги в сохранение такой важной части русской культуры, у него очень успешно идут другие дела. У коллекционера Александра Липницкого Абрамов приобретал одни из первых по-настоящему ценных икон в своей коллекции. По мнению Липницкого, музей русской иконы уникален для Москвы.

Коллекционер, друг Михаила Абрамова Александр Липницкий: Единственный аналог, который, я думаю, было бы приятно услышать самому Михаилу Юрьевичу, это Сергей Щукин. Именно выставка Сергея Щукина, по такой иронии судьбы, сейчас является главной выставкой Москвы, в ГМИИ имени Пушкина. Это знаменитый дореволюционный коллекционер из московских купцов, который собрал грандиозную коллекцию авангарда Франции начала 20-го века. 

Самые богатые частные музеи в России сталкиваются с серьезными трудностями. В Музее «Собрание» бизнесмена Давида Якобашвили в июне были обыски ФСБ. Сейчас меценат в Лондоне. На днях суд арестовал за долги коллекцию и здание Института русского реалистического искусства предпринимателя Алексея Ананьева. В Лондоне суд арестовал недвижимость основателя музея русского импрессионизма Бориса Минца по иску банка «Траст». Сейчас бизнесмен, по некоторым данным, пытается продать свою коллекцию. 

А как сложится судьба частного музея Михаила Абрамова, зависит во многом от того, оставил ли предприниматель завещание. Александр Липницкий опасается, что если Абрамов не распорядился судьбой музея в завещании, экспонаты могут повторить судьбу коллекции икон Михаила Елизаветина. Она до сих пор распродается потомками. Алексей Лидов говорит, что поддержать музей могла бы московская мэрия. Сам предприниматель подчеркивал: он строил свой музей так, чтобы не привязывать его к своим потомкам, а управление Музеем русской иконы планировал передать попечительскому совету одноименного благотворительного фонда. 

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Фото: ruvera.ru

Также по теме
    Другие выпуски