200 тысяч рублей или евро? В чем разошлись показания Никиты Белых и главного свидетеля по его делу Зудхаймера

15/11/2017 - 22:41 (по МСК) Павел Лобков, Когершын Сагиева

В суде по делу Никиты Белых в суд 15 ноября допросили главного свидетеля – Юрия Зудхаймера. Именно он якобы передавал бывшему губернатору взятку в Lotte Plaza в Москве в июне прошлого года. Ключевой персонаж дела уже несколько раз не приходил на назначенные заседания. Как себя вел в суде главный свидетель обвинения, рассказала Когершын Сагиева, выслушавшая показания Зюдхаймера.

В Персненском суде наконец то появился Юрий Зудхаймер, главный свидетель обвинения. Именно он передал меченые купюры Никите Белых в отеле Lotte Plaza полтора года назад, по версии следствия, за покровительсво двум кировским предприятиям.

Он немецкий бизнесмен российского происхождения, уехавший в Германию в начале 90-х и заработавший там капитал среди активов производство-промышленных станков. А в Кирове дело было так: в 2009 году его давний друг Альберт Ларицкий предложил Зудхаймеру вложиться в два предприятия — НЛК (производящий те самые вятские лыжи, знакомые всем по урокам школьной физкультуры) и УК «Лесхоз», в прошлом тот самый «Кировлес». Кстати, имя Навального на этих заседаниях не звучало ни разу.

В период с 2009 по 2013 годы, то есть в течение четырех лет, немецкий бизнесмен проинвестировал 37 млн. евро, при этом особо не интересовался делами. Пока в 2013 не приехал в Россию и не обнаружил тотальный развал и и кучу долгов, так как деньги на, так сказать, развитие давал не он один, вложилось и государство.

По словам Сагиевой, Зудхаймер рассказал следующее: «После аудита выяснилось, что причин для развала нет. Деньги украдены и выведены на счета Ларицкого». Что же произошло дальше и при чем тут Никита Белых? Ларицкий покаялся и пообещал переписать на Зудхаймера все предприятия в счет деньги, которые взял, и параллельно обещал «все вопросы уладить лично с Никитой Белых».

Опытный заграничный бизнесмен зачем-то на это согласился и принял обанкротившееся хозяйство в российской глубинке вместе со всеми долгами. Зудхаймер хотел было всё бросить и сбежать, но лично Никита Белых попросил его этого не делать. Зудхаймер понадеялся, что потраченное можно вернуть, и начал снова вкладывать.

Дальше, по словам Сагиевой, в его голосе звучит обида: «Чем больше влезал в лавину дерьма, тем больше я был должен. Никита Белых лично меня убеждал, что можно изменить этот инвестпроект и он спровоцировал огромные инвестиции».

Кстати, один из двух инвестпроектов был изменен, но по другому росли обязательства. Более того, Белых всё это время требовал, чтобы Зудхаймер вернул залоги. Оказывается, чтобы двум предприятиям под предводительством Ларицкого из казны дали деньги, Кировская область заложила филармонию и детские сады. И Белых об этом постоянно вспоминал. А Зудхаймер продолжал инвестировать в бездонную бочку и все время оставался должен.

Ткут он как будто нашел выход и принес взятку Белых, 200 тыс. евро, предварительно сообщив об этом в ФСБ. Впрочем, по его словам, это ежегодная такса, которую платит весь бизнес Кировской области. А ему попросту надоели русские поборы, и он решил губернатора сдать. На предварительную встречу он принес диктофон, на пленке Белых действительно просит у Зудхаймера деньги, но не для себя, а на развитие области через перечисление в благотворительные фонды, и говорит 200.

В этом заключается главный конфликт. Зудхаймер уверяет, имелись в виду 200 тыс. евро, те самые. Белых уверяет, обсуждал рубли. И в этой ситуации наблюдатель остается на стороне Белых. Потому что аудиозапись в этом случае (в прямом и переносном смысле) сыграла против немецкого бизнесмена. Из нее следует, что Белых, во-первых, не просил наличные, во-вторых, не просил валюту, и в-третьих, не просил занести наличные, а говорил, что можно перечислить.

Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Другие выпуски