«„Омикрон“ особенно опасен для детей младше 5 лет»: врач-иммунолог объяснил необходимость закрытия детских садов и школ

Количество заболевших коронавирусом в России каждый день продолжает достигать новый максимум. За прошлые сутки было выявлено 65 109 новых случаев по всей стране, 19 509 — в Москве, 8 413 — в Санкт-Петербурге. Многие детские сады и школы уходят на карантин. Насколько целесообразно закрывать только определенные общественные места, и почему не вводится локдаун везде, узнали у Николая Крючкова, врача‑иммунолога и генерального директора контрактно‑исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп».

Причинами закрытия школ и групп в детских садах иммунолог назвал высокую заразность нового штамма «омикрон», который также может поражать и подростков, в особенности детей до пяти лет, соответственно на данный момент присутствует прямая опасность их здоровью. Крючков отметил, что в странах, где сейчас «омикрон» распространяется сильнее всего, госпитализация детей в США, например, бьет рекорды. «Прерывание распространения инфекции в детских коллективах является важнейшей противоэпидемической мерой для того, чтобы снизить возможные пики или темпы роста заболеваемости», — добавил он. 

Полная расшифровка разговора:

Николай, с одной стороны у нас нет никаких указаний о том, что все нужно закрыть, школы переводим на удаленку, детские сады вообще закрываем на карантин, но с другой стороны на местах локально все потихонечку закрывается.

Да, совершенно верно. Ровно вот об этом я говорил еще в декабре, что несмотря на то, что официально такие решения могут и не быть приняты, это факт, а за счет реальной ситуации карантинной в школах и в детских садах могут быть закрытия погрупповые, либо потом целыми сериями классов, что называется, или групп. В общем, это вполне закономерное явление.

Мы знаем, что «омикрон» линия крайне заразная, и она очень неплохо, в плохом смысле, поражает детей. Особенно опасна она для детей до пяти лет, соответственно здесь, конечно, опасность для их здоровья напрямую присутствует.

Я напомню, кстати, что на сегодняшний день в ряде стран, в которых «омикрон» вполне себе распространяется, например, в тех же Соединенных Штатах Америки, госпитализации именно детей с «омикроном» бьют рекорды на сегодняшний день, то есть именно детей с «омикроном». Поэтому для детей это действительно опасность довольно большая.

Кроме того, не забываем, что дети могут вполне себе заражаться и приносить инфекцию, что называется, в семьи, а также обмениваться инфекцией вот как раз в этих детских коллективах. Прерывание распространения инфекции в детских коллективах является важнейшей мерой противоэпидемической для того, чтобы снизить вот эти возможные, так сказать, пики или темпы роста заболеваемости. Поэтому, собственно говоря, это крайне важная история.

Что касается того, что сейчас происходит, вы видите цифры заболеваемости, даже официальные на сегодняшний день, суммарные. И уже в общем в общем недвусмысленно Минздрав намекал еще в декабре месяце, еще в начале января, что среди них некий значимый процент детей, назывались разные проценты, но в общем это приличный был процент. И понятное дело, сейчас в доле всех заболевших дети теперь заметное место занимают.

Поэтому с учетом вышесказанного могу сказать, что к сожалению, как бы это ни было неудобно, но либо мы самостоятельно, скажем так, на какое-то время ограничим распространение инфекции в детских коллективах, либо это будет делаться, в кавычках, естественным путем, за счет того, что будут появляться зараженные, и они будут заражать некоторое количество детей в классах или в группах.

Кстати говоря, очень быстро инфекция передается, и один такой ребенок может далеко не двух и не трех человек успеть заразить, а те, соответственно, успеют перенести инфекцию в свои семьи.

Но если все так страшно, если дети приносят вирус, если он настолько сейчас, этот штамм новый «омикрон», уже не совсем новый, настолько заразный, почему как бы закрытие это не инициатива государства? Почему снова не закрывают школы и не переводят всех на удаленку?

Как я понимаю, возобладал в коридорах власти такой, в кавычках, «мягкий» подход. Мягкий подход в том смысле, чтобы не привлекать внимание к происходящим событиям, особенно к росту заболеваемости. Если вы обратили внимание, по освещению даже в федеральных СМИ, вот я обратил внимание, что на самом деле сейчас как-то акцент делается явно на госпитализациях, на вылечившихся, помните, вот эти вот позитивные моменты.

Да, сегодня я зашла на официальный сайт, который «стопкоронавирус.рф», где официальные данные, так вот там нетривиальная задача, рассмотреть, а где же, собственно, новые случаи. То есть большими цифрами сразу же вакцинация первым компонентом, причем не в процентах населения, а просто в миллионах, дальше большими цифрами — выздоровело, госпитализировано, опять же непонятно, в каком регионе, где что, и уже потом — выявлено новых случаев.

Действительно, вместе с вами хочу обратить внимание наших зрителей, как поменялось представление данных официальных.

Да, оно, кстати, поменялось и у оперштаба Москвы, насколько я вот успел заметить, там в общем специфические графики строятся, фактически идет манипуляция со шкалой ординат. И в общем, скажем так, не выглядит устрашающе рост госпитализаций, хотя рост госпитализаций идет, он заметными темпами, напоминаю, по стране.

Да, конечно, есть отдельный день, например, выходной, на который госпитализации день к дню даже снизились, но мы с вами понимаем, что есть тренды, а есть просто, так сказать, отдельные значения по конкретным дням, это не всегда совпадающие вещи.

Поэтому здесь, конечно, вероятно взят такой курс на, скажем так, с учетом тех рекордов, которые бьет заболеваемость, понятно дело, что акцент смещен в сторону госпитализаций, но ведь госпитализации это тоже вполне управляемый процесс. Насколько я понимаю, сейчас уже даже со среднетяжелым течением либо уже, либо в ближайшую неделю будет очень сложно попасть в больницу, даже при наличии факторов риска. Это большая тоже проблема, потому что берегут койки, что называется.

Поэтому до определенного времени удастся как бы вот этот рост, хоть он будет приличным, но удастся как-то сдержать, он не будет прямо таким грандиозным, я имею в виду рост госпитализаций, это управляемый процесс. Кстати, рост выявленных случаев тоже вполне управляемый процесс, просто не показать его уже нельзя, ну слишком он заметный.

Но, конечно, вся надежда теперь, я так понимаю, по стратегии на все-таки не такой большой рост смертности, но здесь, конечно, есть много вопросов. Много вопросов, потому что мы видим по другим странам, что в общем смертность не низкая. Она составляет от максимумов, обычно, допустим, та же Европа, у них были максимумы по смертям на душу населения от COVID приходились на зимнюю волну 2020-2021 годов, соответственно, конечно, те рекорды еще пока не побиты в большинстве стран, но процент сейчас, который уже достигнут по смертности, он приличный, где-то 30%, где-то 40, где-то 50, а где и 60%.

Поэтому в общем не сказать, что там никто не умирает, и не сказать, что рост смертности не происходит, тем более, что еще в пик он не вышел, мы не знаем, какой он будет в итоге. Но и не забываем, что в общем тут не только о пиках идет речь, а в целом о продолжительности волны и особенно в свете распространения линии BA.2, вот этой второй линии, которая в Дании распространяется. Неизвестно, как она дальше в других странах будет распространяться. И она дает еще заметный рост заболеваемости, притом там раза в два разница с обычным «омикроном».

Соответственно на этом фоне, с моей точки зрения, смертность, тем более в России, Россия не относится к гипериммунным популяциям, может быть вполне себе выше, чем в дельта-волну, то есть даже смертность. Я уже не говорю про другие всякие аспекты, связанные с нагрузкой на систему здравоохранения.

Поэтому здесь целый ряд моментов, я бы просто поостерегся сейчас считать, что «омикрон» это в основном про заболеваемость, но не про госпитализации и не про смертность. Я бы так не сказал, потому что на популяционном уровне эффекты могут быть другие.

На сегодняшний день нужна более комплексная стратегия, нужна проактивная стратегия. Если мы будем опять ждать, когда у нас больницы начнут переполняться и после этого вводить меры, это опять будет очень поздно, это нужно делать сейчас.

Поэтому естественным образом, еще раз про детские коллективы, естественным образом фактически, скажем так, природа за нас решает, но к сожалению, с опозданием, поскольку случаи инфицирования уже происходят. Вот так, к сожалению.

Спасибо большое. Тревожно. Не стоит считать «омикрон», как долго нас пытались убедить, в том числе и государственной пропагандой, что это легкая простуда, что ничего опасного в этом нет.

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Также по теме
    Другие выпуски