«Не нужно думать, что Москва получила карт-бланш»: эксперт усомнился в том, что Путин попытается оказать давление на Токаева в ходе переговоров

После волны протестов и столкновений, которые прошли в Казахстане в начале года, новости из этой страны как будто сошли на нет и свелись к еженедельному перечислению того, с каких еще должностей ушел Назарбаев или его родственники. 

Однако 10 февраля Президент Казахстана Касым‑Жомарт Токаев встретится в Москве с Владимиром Путиным. Как сообщается, главы государств обсудят отношения между странами, евразийскую интеграцию и международные проблемы. Ожидается, что будут подписаны некие договоры, но скорее всего, большая их часть останется неизвестной для массовой аудитории. Чего ждать от этого визита? Обсудили с Темуром Умаровым, экспертом по Центральной Азии.

Умаров напомнил, что встреча лидеров двух стран была запланирована еще до январского конфликта в Казахстане. Хотя некоторые, по словам эксперта, связывают нынешнюю встречу Путина и Токаева с той активной ролью, которую Москва играла в политическом кризисе в Казахстане.

«Мне кажется, что сама суть приезда Токаева в Москву носит символический характер, ничего принципиально не меняющий в отношениях Казахстана и России», — полагает Умаров. Среди договоренностей, которые могут быть официально оформлены между Россией и Казахстаном Умаров назвал «договоры, касающиеся атомной электроэнергии в Казахстане с непосредственным участием Росатома, сотрудничество по космосу, вопросы интеграции ОДКБ».

Эксперт уверен, что большая часть встречи глав государств пройдет, как это принято, за закрытыми дверями. Он считает, что самые главные итоги встречи будут известны в ходе пресс-конференции, которая обычно завершает встречу на самом высоком уровне.

Умаров говорит, что сегодня Казахстан переживает определенные изменения. «До кризиса Казахстан был многовекторным, — объясняет эксперт, — поддерживая отношения как с Китаем, у которого с Россией хороший контакт, так и с США и в целом с Западом». Сам Умаров исключает, что Москва может использовать свое участие в январских событиях в Казахстане как средство манипуляции и давления на Токаева, чтобы попытаться «выдавить из Казахстана присутствие каких-то западных сил». Он подчеркивает, что нельзя забывать о суверенности  Казахстана, самостоятельности в принятии решений. «Не нужно думать, что Москва сейчас получила какой-то карт-бланш, и полностью будет диктовать правила игры Токаеву», — заявляет эксперт. Он напомнил, что «Казахстан является одной из самых богатейших стран на постсоветском пространстве, и в силах сам развивать внешнюю политику в том направлении, которое стране выгодно».

Помимо этого, Умаров сомневается, что отношения Путина и Токаева могут выходить за рамки профессиональных в сторону дружественных, то есть таких, какие имеются у Путина с Александром Лукашенко или с Си Цзиньпином. Личностный подход, по мнению эксперта, имеет большое отношение во внешней политике Кремля, поэтому это тоже надо учитывать, рассматривая взаимодействие между Казахстаном и Россией.

Фото: Евгений Биятов / POOL / ТАСС

Другие выпуски