ЕСПЧ применил правило 39 по делу Заремы Мусаевой. Что это означает?

Жена федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева Зарема Мусаева ответила на письмо журналистки Дождя Валерии Ратниковой, которое та отправила через ФСИН-письмо. Письмо было отправлено в четверг, а ответ пришел уже в понедельник, но из заданных вопросов Мусаева ответила только на два — о состоянии здоровья и условиях в СИЗО. Также накануне ЕСПЧ обязал Россию каждые две недели сообщать о здоровье Заремы Мусаевой. Обсудили решение Европейского суда по правам человека с Эльзой Валиевой, юристом отдела международно‑правовой защиты «Комитета против пыток».

Реакцию Европейского суда по правам человека, который обязал российские власти сообщать о состоянии здоровья Заремы Мусаевой, юрист считает очень хорошим знаком. Однако сообщает, что «в случае неисполнения срочных мер по правилу №39 у ЕСПЧ очень ограниченные ресурсы. ЕСПЧ только устанавливает нарушения статьи 34, что государство не выполнило предписанные обеспечительные меры». Иных ресурсов влияния, отмечает юрист, в данном случае, у ЕСПЧ нет.

Валиева поясняет, что практика соблюдения Россией требований этого правила №39, зависит от конкретных дел. «Если мы говорим о высылках, то часто в этой категории дел Российской Федерацией не выполняются обеспечительные меры, и людей высылают. Если мы говорим об оказании медицинской помощи в местах лишения свободы, то здесь требования Российская Федерация все-таки выполняет».

«Комитет против пыток», по словам Валиевой, продолжит работать с ЕСПЧ по делу Заремы Мусаевой. Она добавляет, что в формулировке письма, полученного от ЕСПЧ, содержатся «предписание государству обеспечить права и свободы Заремы Мусаевой и пункт о том, что государство должно отчитываться не только о медицинской помощи, но о всех мерах, которые Российская Федерация выполняет по обеспечению прав Заремы».

Юрист заверяет, что «Комитет против пыток» приложит все усилия, чтобы попытаться поменять меру пресечения и вызволить Мусаеву из СИЗО. Кроме того, Валиева уверена, что дело необходимо перевести на федеральный уровень. «Мы не думаем, что чеченские суды могут гарантировать ей беспристрастный независимый суд». Валиева добавляет, что на сегодняшний день состояние здоровья Мусаевой вызывает серьезные опасения, и сообщает, что пока «Комитет против пыток» не может получить доступ к медицинским документам. Именно поэтому решение ЕСПЧ дает надежду на то, что дело Мусаевой будет иметь благоприятный исход.

Фото: Личный архив семьи Янгулбаевых

Также по теме
    Другие выпуски