Святая нанопыль: что не так с мощами, которые выставлены в российских храмах

08/06/2017 - 00:20 (по МСК) Константин Эггерт

Бывший ответственный редактор журнала «Московской Патриархии» Сергей Чапнин в эфире программы «Трудно быть с Богом» рассказал о том, почему люди стоят в очередях к мощам, когда существует возможность приложиться к частицам тех же останков в ряде других храмов, в которых они находятся на постоянной основе.

Эггерт: Помните, когда в 2011 году привозили пояс Богородицы, все говорили, вот, частичка пояса есть все время в Храме Иоанна Воина на Якиманке, пойдите, спокойно поклонитесь, зачем стоять часами, если вы можете именно этой конкретно святыне поклониться в любой момент. Почему этот аргумент не действует?

Чапнин: На самом деле ситуация довольно простая. Когда мы говорим о мощах святых, мы говорим о зримом присутствии силы Божьей, Бога, действующего в этом мире, через материальные предметы. И вот последние лет двадцать пять в православных храмах в России началась настоящая гонка за мощами. Никогда не было столько мощей, в какой храм не войди, везде стоит мощевик. К чему это, в частности, привело? Это привело к тому, что частицы вот этих мощей, которые вмонтируются в иконы, кладутся в мощевики, превращаются в нанопыль, это частицы размером в несколько миллиметров, их невозможно разглядеть. Они перестают быть материальными. И когда привозят вот такую, достаточно большую кость, целое ребро, не только фундаменталисты, а просто люди, у которых нормальное зрение, которые не отличаются дальнозоркостью…

Эггерт: А у фундаменталистов обычно нормальное зрение? Или наоборот, пониженное?

Чаплин: Тема для конференции.

Чапнин: Они могут играть. Настоящих фундаменталистов нет, это такая игра. Отец Всеволод играет в фундаменталиста, но это к слову. Так вот, когда привозят настоящую кость, простите, такую частицу мощей осязаемую, большую, конечно, отношение к ней совершенно другое, чем вот к этим песчинкам.

Также по теме
    Другие выпуски