«Пост — это театр перед Богом»: какую диету не примет Всевышний и когда верующий голодает зря

Священник, имам и раввин — о том, почему иногда лучше съесть стейк, чем поститься
13 марта, 16:22 Константин Эггерт
20 963 11
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик?  Войдите
Вы уже подписчик ? Войдите

Постоянные герои программы — руководитель Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин, имам Мемориальной мечети Москвы Шамиль Аляутдинов и протоиерей​, член Общественной палаты​ Всеволод Чаплин. Ведущий — Константин Эггерт.

В пятом выпуске обсудили разные традиции поста: почему аскеза становится поводом для лицемерия, верующий никогда не ест досыта, Чечне можно запрещать алкоголь, а также когда лучше съесть стейк, чем голодать зря, а водка — не лучше марихуаны. 

Эггерт: Приветствую зрителей Дождя. Вот прямо сейчас и вплоть до окончания Великого поста и Пасхи 16 апреля в роскошных и не очень ресторанах Москвы действует постное меню — соленья, картошка, грибы и так далее, приготовленные иногда очень изыскано. Но для кого-то это время такой какой-то духовной сосредоточенности, для кого-то — время показного благочестия, а для кого-то это время просто диеты. Посты существуют во всех авраамических, во всех монотеистических религиях, конечно же в разной форме, но в последние годы, последние, наверное, 20-25 лет все чаще и чаще люди задают вопрос себе — можно ли быть с Богом, одновременно вкушая стейк в пост, или закусив хумусом перед Йом-Киппуром, или выпив воды во время Рамадана? И об этом сегодня мы будем говорить с участниками нашей программы «Трудно быть с Богом», традиционными участниками.

Я бы хотел начать вот с какого вопроса. Любой пост, вообще любые нормативы, связанные с питанием, и с выпивкой тоже, это в общем-то, вещь историческая, как и многое в религиях. Мне бы хотелось понять, где историческое смешивается с современным, потому что как бы у всех вопрос такой — может, все это устарело? Кто хочет начать?

Чаплин: Вы знаете, в разных религиозных традициях, и даже отчасти в светской традиции, люди понимали и понимают в разные времена, то, что ты ешь, все-таки определяет то, что ты чувствуешь, как ты думаешь. То есть на самом деле питание связано и с душой, и с головой.

Эггерт: Связано и с душой, и с головой? Поясните.

Чаплин: Конечно. Человек сытый и человек, недостаточно сытый, — это в каком-то смысле два разных человека.

Эггерт: Человек, недостаточно сытый, — человек злой например.

Чаплин: Ну почему? Это и человек с обостренным мировосприятием, это человек, как правило, не готовый упасть на диван и забыть обо всем. Вот сытый человек — это менее обостренно думающий человек, это менее обостренно чувствующий человек, это человек, который хочет спать и слишком самодоволен.

Эггерт: Спать не в физиологическом смысле слова?

Горин: Вслед за еврейской традицией, разумеется, но и с ней в этом смысле абсолютно согласен, в посте вижу две ипостаси, простите за такую тавтологию случайную. Первое: пост это всегда смирение материальности, и поэтому для меня очевидно, что пост не выражается только в том, ест человек или не ест вообще. Удивительно, но два таких основных, один — библейски  й пост, Йом-Киппур, а второй исторический пост — Девятого Ава, День разрушение храмов, это не только ограничение в еде, это еще и ограничение, например, в такой странной вещи, не носить кожаную обувь в этот день.

Комментарии (0)
Полный текст доступен только нашим подписчикам. Подпишитесь:

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски
Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера