Задержки зарплаты полезны для здоровья

25/04/2012 - 11:51 (по МСК) Павел Лобков
К чему ведет «эффект советской получки», обсудили с Николаем Дзись-Войнаровским, старшим корреспондентом Slon.ru.

Лобков: Настало время нашей постоянной рубрики «Чай со слоном», который мы уже пьем со старшим корреспондентом портала Slon.ru Николаем Дзись-Войнаровским. И мы обсуждаем, насколько я понимаю, «эффект получки».

Дзись-Войнаровский: «Эффект советской получки», который обнаружился и в западных странах, в США.

Лобков: То есть, в общем и целом, на каких источниках ваши исследования базируются, к чему оно привело?

Дзись-Войнаровский: Исследование такое: два американских экономиста - Мур и Эванс - исследовали статистику смертности в США с 1973-го года. И сначала обнаружили, что, оказывается, смертность в первую неделю любого месяца выше на несколько процентов. Они попытались осознать, в чем дело и сделали предположение, что дело в том, что большинство американцев получают зарплаты именно в начале месяца.

Лобков: У нас вообще зарплата в Советском Союзе делилась на две части - получка и аванс - и до сих пор делится. То есть, грубо говоря, 5 и 20, или там 1 и 15. В США однократно в месяц идет?

Дзись-Войнаровский: Там, как и везде, по-разному, но это такой самый распространенный способ.

Лобков: То есть, грубо говоря, с 1-го по 5-е?

Дзись-Войнаровский: Ну, где-то так. И они, чтобы убедиться в том, что это действительно так, они обследовали несколько групп американцев - пенсионеров, военных, получателей налоговых вычетов, возврата по налогам, а также жителей Аляски, которые получают деньги не в первое число месяца, а в какие-то другие. Например, жители Аляски, у них там тоже есть стабфонд, как у нас, только каждый житель получает тысячи две долларов каждый год.

Лобков: Это жители или представители коренных народов?

Дзись-Войнаровский: Нет, это все жители штата Аляска. И они выяснили, посмотрели статистику по этим группам и выяснили, что да, действительно, повышенная смертность связана не с какими-то другими эффектами. Допустим, в начале месяца можно было бы подумать, что все доктора или большая часть уезжает в отпуск - нет. Действительно, все дело связано с выплатами. Человек получил деньги и смертность в той группе, которая получает деньги…

Лобков: Тогда причины смертности должны быть соответствующие. Потому что мы помним «эффект советской получки». Жена часто встречала мужа у проходной завода, допустим, или у конструкторского бюро (потому что в Советском Союзе мало было других мест работы), караулила его, чтобы свежий с получкой пришел. А для, так называемой заначки существовали карманы, специально прорезанные мужем карманы, тайнички, в которые клалась заначка. Таким образом, жена отнимала основную часть зарплаты, а заначка оставалась, и на эту заначку можно было выпить с друзьями пол-литра. Соответственно, причины смертности, логично рассуждаю я, должны быть следующими - это травматизм, острое отравление алкоголем, травмы, полученные в драках и, допустим, в ДТП. То есть должны быть причины смерти, но не инфаркт, не инсульт.

Дзись-Войнаровский: Нет. Дело в том, что они не обнаружили какой-то определенной выделяющейся причины смертности. Возможно, тут они проведут дополнительные исследования, но дело в том, что их предположение состоит в следующем, что, действительно, механизм похож: человек получает деньги, у него наконец-то появились деньги и он думает, как их потратить.

Лобков: Обмыть.

Дзись-Войнаровский: Но далеко не каждый ведь потратит на то, чтобы обмыть. Кто-то поедет, допустим, на автомобиле и смертность в ДТП может увеличиться просто из того, что он выехал на дорогу из дома (там же большая смертность, аварии); кто-то встретится с друзьями, опять-таки выйдет из дома; получил очень радостную или очень грустную новость – раз! - инсульт, и так далее. То есть, причины смерти могут быть разные. Здоровье, связь здоровья и психики - это тонкая вещь, но в глубине, у этого есть одна первопричина и она следующая: пока у человека нет денег, грубо говоря, он сидит дома и не подвергает себя никакому риску, ни физическому, ни эмоциональному. Как только у него появляется повод выйти из дома, просто выйти - за алкоголем, поговорить, к друзьям к родственникам - сразу же он выходит в мир, полный опасности, где риск умереть гораздо выше от любых причин. И таким образом смертность повышается.

Лобков: То есть, старый лозунг – «Овощи полезны для режима»: смотри телек, сиди дома, подтверждено американскими экспертами.

Дзись-Войнаровский: Да, совершенно верно.

Лобков: А рекомендации какие-то есть? Может быть, тогда частями платить зарплату? Я понимаю, что это кошмар бухгалтера, но…

Дзись-Войнаровский: Действительно, у них есть несколько идей. Дробно они не предполагают, видимо потому что не очень понятно, как это технически реализовать, но они думают над тем, что возможно стоит, во-первых, увеличить количество дежурных в больницах и в пожарной охране в начале месяца. И второе, что, возможно, стоит перевести какие-то выплаты, льготы в нематериальную форму.

Лобков: Продукцию компании Apple. Тогда точно человек буде сидеть дома и щелкать по кнопкам.

Дзись-Войнаровский: Это вы хватанули. А ведь есть российский пример. В марте президент объявил, что, например, льготы для чиновников будут постепенно - по проезду, по отдыху (такие же, какие были у пенсионеров в свое время) - монетизированы, то есть переведены в денежную форму. Если исследование Мура и Эванса действительно право, то мы можем сказать, что это может привести к увеличению смертности.

Лобков: К массовому вымиранию бюрократии в России.

Дзись-Войнаровский: Многие читатели Slon.ru в комментариях даже радуются этому. Но на самом деле…

Лобков: Это же мелкие чиновники будут страдать, их же жалко, а большие же, они не будут.

Дзись-Войнаровский: На самом деле, оказывается, монетизация, у которой действительно есть много хороших экономических последствий, которая была проведена с пенсионерами вначале нулевых, в первой половине, вот у нее есть и отрицательные стороны. Мур и Эванс оценивают количественный эффект США и говорят, что вымирание пенсионеров в результате внезапного получения пенсий примерно столько же отнимает от экономики.

Лобков: Вы, конечно, мед просто льете, бальзам на душу чиновникам, которые задерживают пенсии, и работодателям, которые задерживают зарплату, потому что тем самым они продлевают жизнь своим работникам, продлевают жизнь этим старушкам. Потому что в ожидании пенсии, или в ожидании зарплаты, человек работает, потому что ему больше нечего делать. Приносит пользу и остается живым при этом.

Дзись-Войнаровский: Но монетизацию льгот чиновникам я все-таки предлагаю ввести.
Также по теме
    Другие выпуски