Утром деньги, вечером стулья: краудфандинг по-русски

17/09/2012 - 14:02 (по МСК) Никита Белоголовцев
Редактор отдела «Бизнес» делового портала Slon.ru Максим Котин о новом русском интернет-сервисе, который позволяет людям собрать деньги на реализацию собственных проектов.
 Белоголовцев:  В вашей новой рубрике авторы стартапов рассказывают о своей бизнес-модели, а вы оцениваете их.

Котин: Оцениваем не мы, мы приглашаем для этого экспертов, потому что мы не берём на себя такую миссию. Мы приглашаем людей, которые разбираются в теме, конкурентов с рынка, венчурных инвесторов или людей, которые как-то зарекомендовали себя как эксперты

Белоголовцев: Расскажите в двух словах о компании BoomStarter. В чём суть её бизнес модели?

Котин: Суть её в попытке повторить в России успех KickStarter. А KickStarter – это знаменитый западный проект это краундфандинговая платформа. А краундфандинг – это когда в интернете вы размещаете объявление, что, например, у вас есть группа, вы хотите записать классный альбом, и вам нужно 100 000 рублей. Вы просите скинуться, и тогда каждый, кто скинулся, получит по диску. Фанаты делают свои взносы, человек набирает необходимую сумму, то есть не получает инвестицию от одного инвестора, а получает финансирование от мелких инвесторов, и такие творческие проекты, в основном, реализуются. Бизнес-модель самого сайта заключается в том, чтобы создать платформу, где всё это происходит, и брать себе небольшое отчисление – 5% с общей суммы, которая таким образом находится.

Белоголовцев: Я правильно понимаю, что это такая благотворительность, а не инвестиции?

Котин: Это не то чтобы благотворительность, хотя есть на этих платформах и благотворительные проекты, это, скорее, способ приобретения того, что вам нравится. Например, вы хотели бы приобрести диск группы, которая вам нравится, но его пока не издали. Лицензионный диск стоит где-то 500 рублей, вы готовы внести эти деньги в пока ещё незаписанный альбом, то есть вы покупаете на будущее. Здесь, как и в любом инвестиционном проекте, есть риск, что может что-то не получится, диск вас разочарует или может быть выпущен слишком поздно. Это всё равно некая покупка. Как правило, когда человек или команда презентует свой проект, они говорят, что за такой взнос они дадут диск, за взнос побольше дадут диск с автографом, за ещё больше дадут диск с автографом и пригласят на концерт.

Белоголовцев: Есть большое количество возможностей достучаться до аудитории - социальные сети, сайты. Зачем группе приходить на определённую площадку, отдавая 5%, а не начать пиар-кампанию просто в интернете?

Котин: Есть много ответов на этот вопрос, главный и фундаментальный заключается в том, что: представьте, очень популярная группа в Facebook, дальше непонятно, как вы будете собирать деньги с этих людей. Вы можете завести кошелёк в Яндекс. Деньги, например, но не все люди имеют кошелёк на Яндексе, и не все хотят с этим возиться. Платформа, прежде всего, обеспечивает финансовый ресурс - можно перечислять с карточки, с платёжных систем. Более того, там существует механизм: если есть все деньги, о которых просили авторы проекта, то всё происходит так, как задумывалось, если сумму не собрали, и диск не вышел, вам возвращается сумма. Это некий платёжный сервис. Кроме того, на этом сайте постепенно формируется сообщество людей, которые понимают, что такое модель подобного рода финансирования, поэтому количество людей, которые готовы что-то профинансировать, возрастает. Редакция таких сайтов, в том числе BoomStarter, начинает продвигать интересные проекты

Белоголовцев: А какое среднее количество денег даёт посетитель BoomStarter?

Котин: BoomStarter – это проект, который только открылся, поэтому говорить о какой-то накопленной статистике, мы пока не можем. За 3,5 года американскийKickStarter собрал в общей сложности больше 300 000 000 долларов. По меркам индустрии, тем более американской, это не Бог весть какие деньги. Это интересный культурный проект.

Белоголовцев: Я так понимаю, бизнес этот довольно-таки прибыльный.

Котин: В Америке - да. В России эксперты, которые высказываются, в том числе у нас на сайте и внимательно анализируют бизнес-модели и прочее, опасаются, насколько это будет работать в России, учитывая, что это не первый российский проект, который пытается повторить успех KickStarter.

Белоголовцев: На запуск проекта потрачено 200 000 долларов, до конца 2012 года планируется вложить ещё 400 000 долларов, соответственно, чтобы отбить инвестиции необходимо заработать гигантские деньги.

Котин: Эксперты, которые высказываются у нас на сайте, говорят, что сомневаются, что 600 000 долларов хватит, что нужно пару миллионов долларов.

Белоголовцев: А зачем столько?

Котин: Их нужно вложить в раскрутку, в поддержание всей этой истории до того момента, когда она начнёт приносить достаточные деньги, чтоб сама себя кормить. По мнению  экспертов, это не случится завтра. Хотя авторы проекта считают, что в течение меньше двух лет, они выйдут на окупаемость в ноль. Оценка в 2 000 000 долларов, мне кажется, завышенной, можно и подешевле всё это сделать. Интересно посмотреть, что с ними будет.

Белоголовцев: Даже беглая оценка показывает, что парням нужно собрать очень много денег. По-моему, никто не собирал столько денег в интернете.

Котин: Если говорить в рунете, насколько мне известно, есть сейчас два конкурирующих сейчас ресурса – это BoomStarter, и вышедший намного раньше start.planeta.ru, который собрал на текущий момент больше 3 000 000 рублей, что тоже небольшие деньги. Многие из таких проектов в интернете делаются не из-за того, чтобы получить операционную прибыль, а для того, чтобы быть проданным инвестору. Не секрет, что интернет-бизнес сейчас обладает большим количеством признаков финансового пузыря, поэтому там много шальных денег, и если удачно продать этот бизнес, вполне возможно, что всё будет хорошо. 

Также по теме
    Другие выпуски