Россияне выбирают Гарвард

18/10/2011 - 12:00 (по МСК) Мария Макеева
О том, как получить степень MBA так, чтобы не потратить время зря, а также о новом рейтинге 30 лучших бизнес-школ - Злата Николаева, редактор Slon.ru.

Макеева: Первую пятерку назовем, потому что первые два места меня удивили как человека, который не пытался получить образование в бизнес-школе. Berkeley знаю, Harvard знаю, Stanford знаю, Колумбийский университет знаю, а вот Tuck School и Chicago Booth не знаю.

Николаева: Tuck School – это бизнес-школа Дортмундского университета, бизнес-школа Чикаго – действительно на втором месте, причем уже несколько лет в списке Economist. Видимо, здесь играет роль то, как подсчитывает Economist свой рейтинг. Они опрашивают абитуриентов, выпускников и учащихся бизнес-школ, задают самые разные вопросы, высчитывают популярность и важность школ по некоторым критериям. Первый – это то, насколько вырастает зарплата у выпускника сразу после выпуска, в течение трех месяцев, сколько из них трудоустраиваются в течение трех месяцев, то, как коррелирует оплата учебы с зарплатой. Можно посмотреть стоимость обучения. Полный курс стоит, например, $101 тыс., это средняя цифра, при этом годовой доход составляет $106 тыс. То есть где-то на 5-6-10 тысяч зарплата всегда выше, чем стоимость обучения.

Макеева: Дортмундская и чикагская школы несколько лет на самых первых позициях поддерживались.

Николаева: В этом году произошла рокировка. В прошлом год Чикаго был на первом месте, на втором месте был Дортмундский колледж, теперь он взлетел по показателям. Важно понимать, что это не единственный рейтинг МВА, U.S. News & World Report тоже делает рейтинг МВА каждый год, и у них на первом месте Гарвардская школа, которая, наверное, более знакома.

Макеева: За счет чего Дортмунд и Чикаго так выдвинулись? Там какие-то преподаватели необыкновенные? Работодатели, когда платят выпускникам бизнес-школ зарплату, они тоже на что-то ориентируются – вот, закончил Дортмундскую школу, как круто. Почему?

Николаева: Это все очень хорошие школы. Я думаю, что здесь считаются просто эти коэффициенты, это суровая правда цифр.

Макеева: То есть между ними большого разрыва нет, они все где-то наверху? Что касается россиян, пытающихся получить МВА, тут два интересных момента, насколько я вижу в этом исследовании. Во-первых, что предпочитают россияне, ориентируются ли они быстро в этом конкурентном мире? И получают ли МВА сейчас в Дортмундской школе и Чикагской или в Гарварде по старинке? Второй вопрос – насколько изменилось число желающих получить это дополнительное бизнес-образование? Потому что в кризис таких людей было довольно много - во что-то инвестировать, в свое будущее. Как сейчас ситуация?

Николаева: Насколько я понимаю, россияне выбирают знакомые нам названия – это Стэнфорд, Гарвард, вряд ли Чикаго, учатся в Европе. Важно отметить, что у нас тоже есть бизнес-школы. Правда, их в списке Economist нет, потому что Россия еще развивается в этом направлении. Единственное, что в списке Economist отмечена бизнес-школа Сколково.

Макеева: Как отмечена? Она на какое-то место поставлена?

Николаева: Нет, ни на какое место она пока не поставлена, но она упоминается, как перспективная школа. Есть такая школа в России.

Макеева: Достаточно неплохо. Так насколько массово россияне сейчас получают МВА?

Николаева: Что россияне, что американцы, есть одна важная тенденция - спад интереса к МВА. Связан он с двумя вещами: первое – то, что был большой бум во время кризиса, люди хотят инвестировать то, что они накопили, то, что у них пока еще есть, в образование, как-то укрепиться, получить новые знания и не потерять работу.

Макеева: Кто-то едет в горы, бросает все, кто-то едет учиться.

Николаева: Кто-то вкладывает последние деньги в образование. В 2009 году был этот бум, в 2010-2011-м наблюдался спад. Второе явление, которое отмечают исследователи – то, что в целом, не только в последние два года, наблюдается спад интереса к МВА, потому что потенциальные студенты не видят в этом большого смысла. Это очень дорого, традиционное образование сейчас в моде, нетрадиционное образование – дорого. И это отнимает много времени. Это проблема американских школ, потому что американские курсы МВА, в основном, два года идут, и люди не понимают, зачем им тратить два года на образование, если можно поучиться в Европе 10 месяцев и получить какую-то степень.

Макеева: В принципе, европейские школы пользуются таким же авторитетом, если говорить о работодателях и о других рейтингах, альтернативных Economist?

Николаева: Европейские школы все-таки пока уступают, причем во всех рейтингах. Но стремительно набирают обороты.

Макеева: Можно ли говорить о том, что система МВА должна какой-то корректировке подвергаться? Сейчас мы видим такие события, как «Оккупируй Уолл-стрит», специалисты говорят о том, что кризис, в общем-то, и не кончался, мир не знает о финансовой власти, не знает, что делать со всеми этими событиями, а система образования существует словно отдельно. Так может быть, и учить надо иначе, может быть, существуют какие-то альтернативные варианты? Или кроме МВА пока ничего не придумано? Если человек хочет получить степень, дополнительное бизнес-образование, у него только один путь - в лучшем случае 10 месяцев в Европе, а не два года в США?

Николаева: Альтернативные способы, безусловно, есть, их сейчас много. У нас есть масса интернет с массой лекций, курсов, платных, бесплатных. Но я думаю, что работодатели все-таки пока еще ориентируются на какие-то грамоты серьезных заведений. И я думаю, что это долго еще будет продолжаться. 

Также по теме
    Другие выпуски