Россиянам нашли места для работы

Чай со слоном
13 октября 2011
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть
Куда россиянам поехать работать, какие специальности и в каком случае могут пригодиться? На эти вопросы ответил Андрей Горянов, главный редактор Slon.ru.

Белоголовцев: Андрей Горянов рядом со мной. Андрей, доброе утро. Спасибо, что заглянули на чашку чая.

Горянов: Привет, Никита.

Белоголовцев: Первый вопрос, не относящийся к теме беседы. Что думаете по поводу переименования улиц в Москве и в других городах? В частности, отталкивались мы от возможного переименования станции метро «Войковская» и Ленинградского вокзала обратно в Николаевский.

Горянов: Вы помните, что Ленинградский вокзал был на полдня был переименован в Николаевский...

Белоголовцев: Сумбурное решение.

Горянов: А потом, как-то после громкой общественной дискуссии название было возвращено назад как раз в Ленинградский. Мне, например, нравится название Николаевский вокзал намного больше, чем Ленинградский. В общем-то, и к господину Войкову, который был, скорее всего, лихим разбойником в некотором смысле, я не испытываю теплых чувств. Поэтому и то и другое название я с большим бы удовольствием стер бы с московской подземки.

Белоголовцев: Ну что же, давайте теперь после этого оптимистичного начала, собственно, к теме нашей беседы. Будем обсуждать сегодня статью «Куда поехать работать» на Slon.ru. Давайте напомним вкратце информационный повод и предтечу, почему появился именно такой текст.

Горянов: История достаточно простая. Некоторое время назад, общественная организация, я подчеркиваю, общественная, потому что некоторое время назад ее лидер имел и политические амбиции, которая называется «Деловая Россия»…

Белоголовцев: Лидер - Борис Титов.

Горянов: Борис Титов, которому предрекали судьбу Михаила Прохорова, не так как она случилась, а как либерального лидера.

Горянов: Но, так или иначе, Борис Титов и его организация выпустила программный документ, который называется «Новая индустриализация России». Что она подразумевает. Что к 2025 году (достаточно отдаленная перспектива), будут созданы новые 25 миллионов рабочих мест в регионе.

Белоголовцев: Высокоиндустриальных причем рабочих мест.

Горянов: Да, да, все правильно. Как они себе это видят: в России создаются индустриальные кластеры, причем не путем вливания больших государственных инвестиций, а путем умного распределения необходимых полномочий чиновников, налоговых льгот, налоговых каникул, и создание правильных индустриальных кластеров. Таких кластеров может быть создано в каждом регионе достаточно много. Они, кажется, говорят о, не буду называть цифры, потому что не помню, но идеология очень простая: если в Калмыкии люди обычно привыкли заниматься сельским хозяйством, в том числе выгоном скота, то не нужно там строить…

Белоголовцев: Там нужно создавать сельскохозяйственные кластеры и так далее. Вы попросили HeadHunter и Superjob составить некоторую рабочую карту, какие специальности в какой области могут пригодиться. Здесь, собственно, есть список областей, список профессий с возможными суммами заработной платы. Я предлагаю на самом деле, не обсуждать конкретно там, Мурманскую область, Северный Кавказ, Ставропольский край, каждый регион в конкретике. Я бы знаете, о чем, Андрей, предложил говорить. В принципе, скажем так, о реалистичность этих планов с точки зрения даже не экономики и бюрократии, потому что здесь от нас с вами, наверное, в меньшей степени что-то зависит, а с точки зрения менталитета. По-моему, одно из главных препятствий на пути к реализации этой идеи - это крайне низкая мобильность российского населения.

Горянов: Географическая мобильность.

Белоголовцев: Да, географическая мобильность. У нас же невозможен сюжет какого-нибудь американского фильма, где парню предлагают зарплату на 500 долларов больше в год и он судорожно весь фильм думает: ему оставаться с девушкой в Новом Орлеане или переехать в условный Питсбург. У нас же в России эта ситуация, практически не возможна, в данный момент.

Горянов: Сейчас, конечно же, нет. И географическая мобильность она действительно у нас находится на дико низком уровне. Но с другой стороны, низкие зарплаты, не слишком хорошие условия труда в конкретных регионах, мне кажется, все-таки подталкивают некоторых людей задуматься о том, чтобы куда-то уехать. К сожалению, пока это, в общем, вектор движения направлен в центральные регионы. Однако, если представить себе гипотетическую ситуацию, когда создаются кластеры с более высокими зарплатами, более удобные инфраструктуры…

Белоголовцев: Более высокими, на сколько? Даже причем не в абсолютных процентах…

Горянов: Это очень персональная вещь.

Белоголовцев: Не знаю, мне кажется, человеку, чтобы переехать в Россию из условной Вологды в условный Смоленск, или там условного Череповца в условный Улан-Удэ, то есть ему нужны настолько серьезные условия предложить, чтобы он просто задумался об этом, что, в общем, это малореальное. Просто мне кажется, не укладывается в голове у людей в России.

Горянов: Мы сейчас с вами обсуждаем наш личный с вами опыт. Мне действительно сложно это представить, однако, в общем, даже в кругу моих личных примеров, личных друзей, есть некие такие опыты. Даже случается побег из центральных городов, куда-то в глубинку.

Белоголовцев: Герман Стерлигов, например.

Горянов: Это некий маргинальный вариант. Другой вектор движения - это из больших городов в нефтеносные регионы, которые действительно предлагают порой удвоение зарплат, даже так. Если мы можем себе представить ситуацию, когда тот или иной специалист может получить более высококачественную работу... В общем, лучше быть первым на деревне, вы сами понимаете.

Белоголовцев: Да, лучше быть первым на деревне, чем отстающим в городе.

Горянов: Русская пословица, между прочим.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.