Роман Доброхотов: Создание «Гражданской платформы» для Прохорова – возможность красиво уйти из политики

05/06/2012 - 12:27 (по МСК)
Старший корреспондент делового портала Slon.ru Роман Доброхотов о том, как будут объединяться политические партии перед осенними выборами, какие политические лидеры нужны для тех, кто выходил на Болотную, и прощальном политическом жесте Михаила Прохорова.

Лиманова: Как я понимаю, сегодня дедлайн: если не успел зарегистрироваться в Минюсте, то опоздал. Я так понимаю, что партии недостаточно зарегистрироваться только в федеральном Минюсте, потому как еще нужно зарегистрироваться в сорока отделениях в регионах, а на это может уйти месяц. А так как о выборах начнут объявлять с 5 июля, то к этому моменту партии должны быть зарегистрированы. В результате что получается? Ожидалось, что в связи с политической реформой появится большое количество новых партий, в том числе, и либеральных, не только спойлеров, а имеем мы на осенних выборах 7-8 партий.

Доброхотов: Ожидалось, что партий будет несколько дюжин, многие упрекали Кремль, Медведева, что все это задумано для того, чтобы создать сумятицу в головах людей, чтобы они разочаровались в партийном строительстве и решили, что надо оставить старую-добрую «Единую Россию». В действительности, если мы посмотрим на новые потенциально влиятельные партии, на демократическом фланге их будет совсем немного.

Из основных я бы выделил четыре партии: партия Прохорова, ожидаемое объединение на базе партии ПАРНАС под руководством Рыжкова, Касьянова и Немцова, ожидается появление новой демократической партии на базе «снежной революции», условно будем называть ее партией декабристов, ну и есть небольшая партия Милова национал-демократического спектра. Все эти четыре партии, видимо, поделят ниши между собой, и будут претендовать на то, чтобы конкурировать на правом демократическом фланге. Разобраться между четырьмя партиями не так-то сложно, думаю, что это будет настоящая конкуренция европейского типа.

Лиманова: Но только не в этом году. Хочется уяснить: только Рыжков и сотоварищи могут попасть в список претендентов на пост губернаторов в одной из областей, где будут осенью проходить выборы. Прохоров, скорее всего, со своей партией не попадает, потому как только сейчас заявил.

Доброхотов: То, что сделал Прохоров – это, по сути дела, уход из политики, но такой красивый английский уход, когда он не заявил о том, что он прощается с политикой, как и полагается, а просто оставил некую площадку, чтобы ее могли использовать гражданские активисты в регионах. Вроде бы тут и овцы целы, и волки сыты. Вряд ли кто-то скажет, что Прохоров слился, все-таки он создал какую-то партию, вложил в нее деньги, какие-то свои обещания сдержал. Но в то же время он не будут критиковать Путина, не будет самостоятельно участвовать в каких-то выборах.

По сути дела, это не политическое образование, а именно гражданское протестное образование для региональных активистов. Для них, кстати, губернаторские выборы никакой роли вообще не играют, то, что будет осенью – им совершенно не важно. Они будут участвовать в различных районных, муниципальных выборах, может быть, в выборах мэров. Для гражданских активистов это действительно довольно важно, потому что идти на поклон к какой-нибудь КПРФ и просить партбилет для многих унижение, а вот партия Прохорова, которая вроде бы как без идеологии для многих – удобный вариант.

Партия ПАРНАС Рыжкова, Немцова, Касьянова будет претендовать.

Лиманова: Она не зарегистрирована сейчас, зарегистрировали Республиканскую партию.

Доброхотов: Это дело 15-ти минут – просто сменить название. Это делается очень просто, здесь не надо получать никаких разрешений. Они просто переименуются либо в ПАРНАС, либо в Республиканскую партию народной свободы – неважно. Важно то, что они сохранят эту коалицию из трех мастодонтов, которые, скорее всего, будут принимать участие в губернаторских, мэрских выборах. Это действительно претензия на серьезную политику. Но вряд ли им удастся включить в себя группу «рассерженных горожан» - людей, которые ходят с белыми лентами, потому что они довольно настороженно относятся к партийным бонзам.

Для них, наверное, более подходящей будет условная партия декабристов, которая будет образовываться снизу и будет включать в себя гражданских активистов, которые устраивали протест, средний класс, который активизировался в последнее время. Они тоже вряд ли будут участвовать в губернаторских выборах, в ближайшее время у нас не будет никаких федеральных. Но вот на выборах в Мосгордуму, которые будут через два года, а это очень влиятельные выборы – на них они вполне могут претендовать на большие проценты.

Лиманова: Мне кажется, учитывая, что у нас любят харизматичных лидеров, только Рыжков известен из этого правого фланга.

Доброхотов: У нас харизматичных лидеров любит, думаю, больше старшее поколение. Молодежь вообще лидеров не очень признает, а уж тем более та молодежь, которая сейчас выходит на Болотную, проспект Сахарова. На них само слово «лидер» действует как красная тряпка. Они не хотят, чтобы кто-то называл себя пастухом или путеводной звездой, они хотят организовывать протест самостоятельно. Сейчас у них появилась эта возможность. Посмотрим, может, родятся новые активные молодые политики, которые на этом фоне затмят старых партийных бонз, тем более, как мы видим на примере Навального, на самом деле ничего принципиально особенного для этого из себя не нужно представлять, достаточно быть просто молодым, активным, довольно образованным человеком. Думаю, таких людей на этом фланге предостаточно.

Лиманова: Вы предполагаете, что партия Рыжкова и сотоварищей получит меньше голосов, если будет конкурировать с партией декабристов, о которой мы еще толком ничего и не знаем?

Доброхотов: Они просто работают в разных нишах. Есть ниша людей, кому за 40 – они вообще не понимают, что это за декабристы такие. Они слушают «Эхо Москвы», знают, кто такой Рыжков и Немцов. Те, кто ходили на Болотную, среди них половина – люди по 20 лет.

Лиманова: А половина – тем, кому около 40.

Доброхотов: Те, кто около 40, скорее, ближе к тем, кому 20. Если ты пользуешься Twitter, Facebook, ты, скорее, относишься к более молодому поколению, для тебя Рыжков, Немцов – это что-то из прошлой жизни. Для таких людей нужны новые лидеры, новые структуры, в которых они сами будут принимать непосредственное участие.

Лиманова: Посмотрим, как будут развиваться события на правом политическом фланге. Вообще ожидается интересная история.

Доброхотов: Думаю, главная схватка будет через два года на выборах в Мосгордуму. Если, конечно, ничего не случится 12 июня, все может быть гораздо быстрее.

Лиманова: Что вы можете предположить 12 июня?

Доброхотов: Я могу предположить, что если несколько сотен тысяч людей выйдут на улицы и не уйдут, то мы можем увидеть федеральные выборы гораздо быстрее, чем через 6 лет. 

Также по теме
    Другие выпуски