Порох в пороховницах: о чем будут спорить в новом политическом сезоне

01/10/2013 - 13:40 (по МСК) Тихон Дзядко
Внештатный корреспондент портала Slon.ru Ольга Павликова рассказала Тихону Дзядко о законопроектах, обсуждение которых в Государственной думе обещает породить немало споров. 
Дзядко: Вы в прекрасной статье на портале Slon.Ru под названием «Балерины, бюджетники, авиапассажиры и наркоманы» анализируете те законопроекты, которые сейчас находятся на рассмотрении у парламентариев, которые теоритически могут стать резонансными, громкими. Давайте вкратце такой рейтинг, что ли.

Павликова: Конечно, самый скандальный законопроект, который будет принят уже в конце  октября, это проект бюджета на 2014-2016. И коммунисты, и представители «Справедливой России» не скрывают, что этот законопроект будет приниматься с большим скандалом в Думе, потому что, по мнению тех же коммунистов, он отзовется сокращением большого числа расходов, в том числе социальных расходов. Они планируют закончить принятие этого проекта с требованием об отставке правительства, они уже собрали для этого 2 млн. подписей. Естественно, они будут бороться в Думе за каждую статью бюджета. Это будет большой скандал и, возможно, он будет сопровождаться какими-то митингами, в том числе и около Госдумы, как это недавно было с учеными.

Дзядко: Какие, на ваш взгляд, самые основные статьи бюджета, которые будут сокращаться?

Павликова: По данным депутатов, практически по всем социальным статьям идет сокращение расходов. Они уверены, что будет и сокращение мест, будет сокращение бюджетников, сокращение чиновников, зарплаты у чиновников, которые не будут сокращены, не будут расти, при этом будет замедленный рост пенсии, при этом будет сокращение сотрудников госпредприятий. Мы видим, как уже в компании РЖД многие сотрудники переведены на четырехдневную рабочую неделю еще до проекта бюджета. Естественно, оппозиционные партии уверяют, что сокращение государственных расходов будет нарастать, и все это мы увидим в следующем году.

Дзядко: Мне кажется, что мы едва ли не каждый раз видим такие баталии вокруг проекта федерального бюджета, но все-таки каждый раз пусть с кровью, пусть с какими-то боями и всем прочим он принимается, и все идут дальше. Если говорить о других документах, которые вызовут резонанс, вызовут какие-то недовольства, что здесь еще можно выделить?

Павликова: Также баталии развернутся вокруг пенсионной реформы, в Думе ожидается внесение этого законопроекта уже в октябре. По данным СМИ, есть проект Минфина, который предлагает повысить пенсионных возраст для женщин с 55 до 60 лет. Кроме того, минимальный трудовой стаж повышается с 5 до 15 лет для социальных пенсий, а самим пенсионерам будет предложена такая формула, что если они выйдут на пенсию на пять лет позже, то есть в 65 лет, они смогут в будущем увеличить свою пенсию в полтора раза. Опять же оппозиция сомневается, что это не обернется очередным обманом, люди и сейчас не получат деньги впоследствии.

Дзядко: А вам кажется, что высока вероятность, что это пройдет, и пенсионный возраст будет повышен? Я просто спрашиваю, потому что мы слышим о возможном повышении пенсионного возраста последние лет 15 точно. Есть всегда в информационном поле набор тем, которые никуда не уходят: иранские ядерные программы, проблема птичьего гриппа, северокорейская ядерная программа и повышение пенсионного возраста и еще 5, 6, 7, 12, 15 тем, но всегда в этом списке стоит повышение пенсионного возраста, но как-то никогда это до конкретики не выходило. Вам кажется, что теперь не исключено, что этот момент настал?

Павликова: Мы видим, как буквально ежедневно в СМИ меняются сообщения о том, как теперь будет выглядеть пенсионная формула, когда будут отчисления граждан. В Думе и летом, и до ухода на летние каникулы шли очень активно обсуждения, были устроены дискуссионные площадки, на которых как раз активно обсуждалось то, как должна выглядеть пенсионная реформа. И сейчас никто из оппозиционных депутатов в Думе не сомневается, что уже этой осенью им придется принимать законопроект, который частично пока будет касаться определенных категорий граждан, но все-таки пойдет по пути изменения пенсионного возраста, по пути реформирования системы выплат.

И еще один скандальный законопроект, который будет принят уже этой осенью, касается также финансовой темы, касается потребительского кредитования, вернее, ипотечных кредитов. Если человек может сейчас взять ипотечный кредит и начать досрочно погашать его несколькими платежами с первого месяца, то депутаты хотят ввести мораторий на год. В течение этого времени без оплаты санкций, без оплаты каких-то штрафов погасить ипотечный кредит будет нельзя. Как всем известно, первый год человек платит 99% сумму выплат, это как раз и проценты за 7-10-летнее пользование вперед. Теперь получается, что независимо от того, сколько человек в будущем будет пользоваться кредитом, в первый год он должен будет все оплатить заранее.

Дзядко: Я когда смотрел ваш материал на Slon.Ru, я просто поясню для наших зрителей, что ваша статья поделена на такие главки. Например, то, о чем мы уже говорили, - пенсионный  возраст - это главка под названием «Пенсионеров состарят», про ипотечные кредиты - это «Ипотечное бремя» и так далее. Меня заинтересовала главка под названием «Митингующие богомольцы», поясните, о чем речь.

Павликова: Еще в весеннюю сессию в Думу был внесен законопроект о том, что теперь кто организует массовые уличные религиозные мероприятия, должны будут так же, как те, кто организуют массовые митинги и шествия, заверять их с местными властями, получать разрешение, уведомлять о количестве людей, которые выйдут на площадь. Они это связывают с тем, что необходимо принять меры безопасности, особенно в такие крупные праздники как Ураза-байрам, Курбан-байрам, когда на улицу выходит 100 и даже 150 тысяч молящихся, они перекрывают дороги, они зачастую садятся молиться не только около храма, а на трамвайные пути, автодороги. Чтобы каким-то образом скоординировать эту массу людей, они должны будут получать соответствующее разрешение.

Дзядко: И в равной степени это будет касаться православных крестных ходов на Пасху, например, когда в Москве в десятках и сотнях храмов проходят богослужения, которые сопровождаются крестными ходами.

Павликова: Сами представители религиозной конфессии, с которыми мне удалось поговорить, когда этот законопроект был внесен в Госдуму, говорят, что в этом плане ничего для них нового нет, потому что они и сейчас уведомляют власти, по факту сообщают властям. Потому что, действительно, когда выходит такое количество народу, нужны посты полиции, ограничение движения и так далее. Боятся принятия этого закона как раз представители нетрадиционных конфессий, которые уже сталкивались с тем, что им запрещали проводить…

Дзядко: Это вы что имеете в виду?

Павликова: Мне рассказывали об этом представители нетрадиционных конфессий…

Дзядко: Это, например, что имеется в виду?

Павликова: Кришнаиты, например. Они жаловались, они же все свои мероприятия, в основном, проводят на улицах, они идут с музыкой, с песнями. Вот они говорили, что они сталкивались со случаями, когда по каким-то причинам им запрещали. А теперь они будут обязаны уведомлять, это будет не по факту, это в закон будет внесена такая поправка. Они будут обязаны согласовывать свои акции. Приведет ли это к тому, что количество их мероприятий будет сокращаться или нет, мы посмотрим, но такие опасения действительно существуют. 

Другие выпуски