Почему в России каждый август – «черный»

06/08/2013 - 14:14 (по МСК) Юлия Таратута
Юлия Таратута и старший корреспондент раздела экономики портала Slon.ru Николай Дзись-Войнаровский поговорили о том, почему за августом в России закрепилась репутация неудачного месяца. 
Таратута: Мы в прошлый раз с вами обсуждали феномен «путинского большинства», сегодня вы провели еще одно исследование на тему, как обосновать то, что в народе называется «черный август».

Дзись-Войнаровский: Есть такой предрассудок укрепившийся…

Таратута: Политический.

Дзись-Войнаровский: Нет, не обязательно политический. Мы помним, что на август приходилось множество не очень приятных событий в российской истории. Допустим, катастрофа подлодки «Курск», Саяно-Шушенская ГЭС получали, конечно, политический отголосок, но это не политические вещи. Через несколько дней будет пятилетие начала войны с Грузией, дефолт пресловутый, девальвация, была мини-девальвация в свое время.

Таратута: ГКЧП.

Дзись-Войнаровский: ГКЧП, то есть куча событий совершенно разных. В итоге в народе закрепилось мнение, что август в России - это «черный месяц». Так ли это? Мы на «Слоне» решили проверить, так ли это. Первое, с чем мы столкнулись, это то, что нет какой-то хорошей достоверной статистики. То есть сама статистика есть, но непонятно, что с ней делать. Мы катастрофами будем считать только те, что вызвали резонанс в СМИ или вообще мы все подсчитываем? Для примера скажу, что есть ДТП в России, которые уносят в иные годы до 100 тысяч жизней человек, это примерно десять войн в Чечне за один год. Там колоссальные потери, там своя статистика.

Таратута: И они тоже в августе обостряются?

Дзись-Войнаровский: Они как раз в августе не обостряются, но непонятно, мы должны это приплюсовывать или нет. Поэтому это очень сложная вещь, более-менее есть статистика хорошая месячная, обоснованная только по одной категории - это авиакатастрофы. Потому что в авиации большое внимание уделяют безопасности, с этим более-менее понятно, а вот, что в остальных категориях вносит, не очень понятно.

Таратута: Верно ли я понимаю, что для вашего внутреннего исследования вы отбирали только те вещи, у которых есть диспетчер?

Дзись-Войнаровский: Мы предположили, что допустим это так, мы пока не можем точно проанализировать данные, но допустим, что что-то в этом есть, и август действительно «черный месяц», по крайней мере, по некоторым категориям. Есть ли у этого какое-то разумное объяснение, не мистическое? Нам кажется, что оно есть и оно довольно очевидное, если посмотреть на некоторые графики.

Например, можно посмотреть простейшую статистику запросов в Яндексе со словом «отпуск», мы увидим, что максимум приходится на июль-август. Очевидно, что в России это время, когда все, буквально полстраны идет в отпуска, может, несколько меньше. Можно посмотреть по каким-то более твердым данным, например, Ростуризм, к сожалению, приводит данные отъезда за рубеж россиян не помесячно, а поквартально, но там тоже видно, что в третьем квартале - это июль, август, сентябрь, октябрь - резко всплеск отъезжающих именно с туристическими целями за рубеж. То есть довольно очевидное, довольно обоснованное мнение состоит в том, что в августе страна значительно пустеет, точнее, рабочие места пустеют. Это приводит к тому, что либо никто не контролирует какой-то участок на работе, либо контролирует какой-то менее опытный сотрудник. Если это милиция, то милиционер может не досмотреть подозрительного человека, проходящего в аэропорт. Если промышленный объект, то большие промышленные штуки могут быть довольно опасными, какая-то неисправность, ее могут не заметить. В итоге это превратиться в большую аварию и так далее и тому подобное.

Таратута: А с авиацией?

Дзись-Войнаровский: С авиацией история такая, что там статистика накоплена более подробно, авиацию хорошо мониторят. Там видно, что август и декабрь - самые аварийные месяца года. Там специалисты довольно точно могут сказать, почему так. В декабре понятно, что более тяжелые погодные условия, а в августе из-за сезона отпусков большой объем рейсов, и пилоты, диспетчеры не всегда могут справиться. Это статистика по мировой авиации, кстати. Безусловно, люди понимают это, но в авиации не бывает так, что половина экипажа ведет самолет, всегда самолет ведет пилот, опытный экипаж, и формально требования могут быть удовлетворены. Но когда люди работают чуть с большей частотой, условный пример, выходной у них не два дня между рейсами, а полтора дня. Нам кажется, что это чуть-чуть, но это чуть-чуть накапливается по всей отрасли, по всему миру в течение десятка лет и дает повышенную статистику аварийности. Не надо, конечно же, думать, что любой отпуск приведет к аварии, но когда мы имеем страну огромную, 140 миллионную, то обязательно где-нибудь, когда-нибудь это выстрелит.

Таратута: Вы пришли к выводу, что мало того, что пустеет страна, так еще и большие руководители, госчиновники тоже уходят в отпуск или уезжают. В этом смысле мало того, что страна опустела, так она еще как-то без руководства, и это тоже приводит к каким-то важным событиям.

Дзись-Войнаровский: У «черного августа» есть два аспекта важных: финансовый и политический. Из-за того, что руководитель поехал в отпуск, ничего не должно рушиться. Все руководители ездят в отпуск, не только политические. Но опять-таки этот эффект имеет свойство понемногу накапливаться, и рано или поздно в слабом месте всегда что-то выстреливает. Мы помним, что во время катастрофы с «Курском» Путин выезжал из отпуска. Конечно, это само никак не влияло на катастрофу, но влияло на политический эффект от событий, от того, как это обсуждалось. Война с Грузией, когда руководство страны уехало в Китай на спортивные соревнования, не соревноваться, естественно, а вместе с руководителями других стран участвовать в открытии. Война началась в августе, это был логичный шаг с точки зрения грузинских военных начать войну, когда руководство страны противника где-то далеко. Это лишний повод для неприятия напасть.

Таратута: Начало войны вообще довольно дорого обошлось бывшему президенту Дмитрию Медведеву, любители занимательной политологии могут просмотреть то, что принято называть «анонимным видео». В сети был фильм «Последний день войны» или «Первый день», уже плохо помню, поскольку фильм не показывали по Первому каналу, это был интернет-проект, в котором генералитет порицал Дмитрия Медведева за то, что он лениво начинал войну, и пока не было пинка со стороны старшего товарища, война не началась.

Дзись-Войнаровский: А, может быть, эффект летней расслабленности тоже сыграл свою роль. Есть и финансовый аспект, тоже важный для россиян. Не раз мы страдали в финансовом смысле. Он тоже довольно известен в мире, даже есть поговорка у трейдеров «sell in may and go away», то есть «продавай бумаги в мае и уходи в отпуск». Лето в целом характеризуется падением активности на бирже и часто падением котировок. Эта поговорка говорит о том, что трейдеры предпочитают не оставаться летом, а продать, не рассчитывая на рост никакой, и отдохнуть.

Таратута: Владимир Путин, по словам пресс-секретаря Дмитрия Пескова, не собирается в этом году в отпуск, Сергей Собянин тоже, так как у него выборы. Насколько это отразится на нашей жизни с точки зрения катастрофичности, согласно вашему мини-исследованию?

Дзись-Войнаровский: Сложный вопрос. Пока это не исследовано. Практически понятно, что это хорошо, и кто-то из руководства остается на потенциально опасный период. Но, с другой стороны, страна в целом уезжает, а катастрофы порой вызываются не только на верхах, но и в низах. 

Также по теме
    Другие выпуски