Новые декларации. Отчеты директоров кладбищ и санаториев

13/08/2012 - 12:21 (по МСК)
Министерство труда и соцразвития подготовило поправки, по которым руководители государственных и муниципальных унитарных предприятий обязуются подавать декларации о доходах и имуществе с 1 января 2013 года. О том, сколько зарабатывают и где живут директора кладбищ, метрополитенов, пансионатов на Рублевке и даже телеканала «Россия», рассказала корреспондент делового портала Slon.Ru Вера Ситнина.
 

Лиманова: В гостях у меня Вера Ситнина, корреспондент Slon.ru. Спасибо, Вера, что пришли. А поговорим мы о том, чем так любят заниматься все – подсчет чужих денег. Правда, в этом случае речь идет и о наших тоже деньгах, о деньгах налогоплательщиков. Итак, с января родина узнает, на что живут руководители федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий. Унитарных, то есть тех, которые не имеют право собственности на имущество, вверенное им собственником, в данном случае государством. Как это все будет происходить? Где можно будет посмотреть суммы?

Ситнина: Начнем все по порядку. Первое, что нужно сказать, что вот эти унитарные предприятия, они возникают там, где государство ведет хозяйственную деятельность, то есть, когда государство по каким-то причинам должно продавать какие-то услуги гражданам. Вот таким агентом по продаже государственных услуг гражданам и становится государственное унитарное предприятие. Они бывают на региональном уровне и на муниципальном - всюду свои услуги. Но проблема в том, что по форме они очень закрытые и крайне непрозрачные структуру. Понять, как они управляют вверенным им имуществом, почему они назначают те или иные цены, куда идет прибыль - совершенно невозможно. Несколько лет назад уже была попытка навести в этом деле какой-то порядок. За это очень активно бился ФАС. Они говорили о том, что вообще существование такого огромного количества этих унитарных предприятий нарушает принципы конкуренции, потому что очень часто они занимаются, по сути, коммерческой деятельностью, при этом не вкладывая в нее ни копейки, получая чистую прибыль и не известно, как ее потом расходуя. И была такая правильная идея, что нужно их количество сократить и оставить только там, где без этого обойтись просто невозможно, например, на транспорте. Но потом как-то все это очень тихо сдулось и, по мнению многих экспертов, не без противодействия руководителей этих предприятий, которые, в отличие от ФАСа, расставаться со своими конкурентными преимуществами не хотели и не собирались.

Лиманова: Понятно.

Ситнина: И вот здесь распространение на них правил о том, что они будут подавать декларацию об имуществе и доходах, также как это сейчас делают чиновники, или, к примеру, судьи - это первый шаг к тому, чтобы понять, как они вообще живут, что происходит в этом глубоко законспирированном мире предоставления государственных услуг, какие у них зарплаты, потому что это тоже решают они сами, и что вообще происходит. Так что шаг этот хороший и правильный. Другой вопрос в том, как он будет выполнен.

Лиманова: Ну да, будут напечатаны эти декларации, можно будет обществу узнать?

Ситнина: Это первый вопрос, которым я тоже задаюсь в своей статье. Потому что в законопроекте, который подготовило Министерство труда написано, что порядок предоставления этих деклараций будет в последствии определяться постановлениями правительства для федеральных ГУПов или постановлениями органов субъектов Федерации, муниципалитетами и так далее. Здесь очень важный вопрос гласности, потому что если это будут какие-то декларации, которые они напишут и куда-то их передадут, и никто об этом никогда не узнает, то вряд ли это будет иметь большое значение. Второй вопрос, тоже не менее важный: что будет написано в этих декларациях? Потому что сейчас декларации, которые подают чиновники, они носят усеченный характер, потому что декларацию подают только они, супруги и несовершеннолетние дети. То есть, совершенно очевидно, что скрыть бизнес, переписав его на ребенка, которому исполнилось 18 лет - это элементарно. И даже, скорее всего, это будет совершеннолетний ребенок, а не ребенок, которому там 5 или 10 лет. Но они по закону не подпадают.

Лиманова: Здесь правило распространяется на жен и несовершеннолетних детей?

Ситнина: Мы пока не знаем. Мы пока исходим из того, что, скорее всего, это будет выглядеть так же, как выглядит сейчас все у чиновников. Вряд ли для них будут более строгие правила, чем для всех остальных.

Лиманова: С ГУПами и МУПами было очень много скандалов. Среди прочих скандал с ФГУП «Ростэк», главной коммерческой службы Федеральной налоговой службы. Весной Владимир Путин сказал о том, что нужно ликвидировать «Ростэк», тем не менее, даже слово Путина не возымело действия: «Ростэк» продолжает работать. Поможет ли вот эта мера, требование декларации доходов, действительно контролировать вот этот вот спрут унитарных предприятий? Будет ли более прозрачна их деятельность?

Ситнина: Сама их деятельность от одной этой меры полностью прозрачной не станет. Там нужно еще очень и очень много разных мер, чтобы их деятельность стала прозрачной. Но это уже, в любом случае, какой-то шаг, какое-то движение в сторону того, чтобы узнать, чем они занимаются. И здесь еще тоже один очень важный момент, который меня лично беспокоит - то, что происходит сейчас с чиновниками. Год от года проверяются их декларации и изучается вопрос, насколько они стали богаче, беднее, что купили, что продали и так далее. Когда директора этих ГУПов и МУПов подадут декларации в первый раз, это будет считаться точкой отсчета, или все-таки будут задаваться какие-то вопросы, откуда у них сейчас есть все то, что у них есть? Потому что, понятно, бывают примеры, когда человек пришел из бизнеса, заработал много денег и у него уже есть дом, дача, машина, яхта и так далее. А другое дело, если человек всю свою жизнь работал на кладбище…

Лиманова: И шел по карьерной лестнице.

Ситнина: И шел там по карьерной лестнице. Вот он работал на кладбище смотрителем, каким-то мелким чиновником, вот он стал директором кладбища. Должен ли он будет объяснять происхождение того, что у него уже сейчас есть? Потому что, как мы видим с декларациями чиновников, ни к каким шумным скандалам они не привели. И здесь очень важно, мне кажется, именно это, чтобы с первой своей декларацией они подавали объяснение, откуда они все это взяли.

Лиманова: Есть вариант, что декларация доходов руководителей ГУПов и МУПов только расстроит их подчиненных.

Ситнина: Есть такой вариант, потому что есть еще такое сложное правило о том, что зарплата директора унитарного предприятия максимально в пять раз может превышать среднюю зарплату сотрудников его предприятия.

Лиманова: Вот как интересно.

Ситнина: Да. Это такое внутреннее правил труда, и оно не соблюдается практически нигде.

Лиманова: Да, если взять, к примеру, Федеральное государственное унитарное предприятие ВГТРК и узнать зарплату руководителя и сравнить со средней зарплатой среднего сотрудника…

Ситнина: Вот, к примеру.

Лиманова: Это был бы такой пример.

Ситнина: Вот где почва для образования профсоюзов и начала борьбы за свои трудовые права.
Также по теме
    Другие выпуски