Николай Дзись-Войнаровский. Россияне богатеют, оставаясь в аутсайдерах

12/09/2011 - 12:34 (по МСК) Михаил Зыгарь
Обозреватель Slon.ru Николай Дзись-Войнаровский сравнил темпы роста подушевого ВВП в развивающихся странах-лидерах и России.

Зыгарь: Увидел сегодня на Slon-е вашу статью о том, что россияне сейчас богатеют, как европейцы при плане Маршалла. Давайте об этом поговорим, очень любопытное сравнение. Кто богатеет и за счет всего, по вашему исследованию?

Дзись-Войнаровский: Суть в следующем, что Дэни Родри, известный исследователь развивающихся стран, опубликовал работу, в которой прикинул примерно, как растет подушевой ВВП в разных странах и рос в различные времена. Подушевой ВВП – это, если грубо, мерка благосостояния гражданина. Он отобрал страны, подушевой ВВП которых рос темпами более 4.5% в год более чем 30 лет. Выявил несколько групп этих стран. Мы на Slon-е попытались сравнить темпы роста лидеров обогащения с темпами роста подушевого ВВП в России в недавнее время. Оказалось, что, в общем, темпы обогащения, роста благосостояния примерно сравнимы с темпами роста благосостояния европейских стран при плане Маршалла. Что это значит? Это очень хорошо для нашего благосостояния. Одна проблема состоит в том, что, к сожалению, этот период быстрого роста продолжался до 2008 года, до кризиса.

Зыгарь: Мы сейчас как раз показываем нашим зрителям эту прекрасную диаграмму, где Россия находится на первом месте, на втором месте – Экваториальная Гвинея.

Дзись-Войнаровский: На самом деле, России не должно быть на этой диаграмме. Мы добавили ее искусственно, чтобы читатель мог сравнить наибольшие темпы роста нашего благосостояния, достигнутые в 2000 году, это порядка 10%. Это очень хорошие темпы. Но есть одно но. Наше благосостояние росло высокими темпами до кризиса, то есть примерно 10 лет. А вот страны, которые перечислены ниже, росли схожими темпами 30 лет. Это некоторые печальные для нас новости, которые говорят о том, что…

Зыгарь: Такого благосостояния как в Экваториальной Гвинее нам не достичь.

Дзись-Войнаровский: Такой скорости улучшения благосостояния. Мы ведь сближаемся не только с Гвинеей, мы ее перегнали, а вот с европейскими странами– их нам надо догонять по благосостоянию. К сожалению, рост замедлился.

Зыгарь: До кризиса все было такими блестящими темпами, что случилось с этими показателями после кризиса?


Дзись-Войнаровский: В кризис он, естественно, довольно сильно упал. В 2010 году он вырос, составил 4%. И мы уже не попали в рейтинг Родрика, то есть в группу стран, которые богатеют самыми быстрыми темпами. Но если посмотреть лет за 12, то по-прежнему темпы нашего обогащения довольно быстрые, много, конечно, зависит от того, что будет в будущие годы. Но основная мысль исследования Родрика – не только о России, а о том, что многие сейчас испытывают эйфорию по поводу роста благосостояния, экономического роста в развивающихся странах, пророчат им светлое будущее, о том, что там скоро будет все, как на Западе. Но Родрик показывает с цифрами в руках и некоторыми аргументами, что у развивающихся стран тоже много проблем, их будущее с точки зрения благосостояния может быть не таким радужным, как оно сейчас видится.

Зыгарь: У меня, по крайней мере, из этой диаграммы, явное ощущение, что высокие темпы роста вовсе не означают, что действительно страна становится цивилизованной и благополучной. Потому что есть некоторые сомнения, что стабильно развивавшаяся в течение 20 лет Экваториальная Гвинея или, скажем, Ботсвана, Венесуэла, что действительно эти высокие темпы роста реально привели к улучшению уровня жизни и качества жизни в этой стране. Может быть, просто такая социальная диспропорция так велика в этих странах, что в целом, если посчитать, что ситуация улучшается, но улучшение затрагивает, видимо, те части страны, которые имеют самые большие барыши с доходов от продажи нефти, а все остальные живут по-прежнему.

Дзись-Войнаровский: То, о чем вы говорите, безусловно, существует, но главная проблема все-таки немного в другом. Возьмем Венесуэлу, она тоже есть на диаграмме. С 1907 по 1939 она показывала высокий рост, там внезапно нашли нефть, а во время Первой мировой войны на нефть был большой спрос. Венесуэла очень хорошо росла, у нее все было замечательно. Но сейчас в 2011 году мы понимаем, что прошло много лет, а она так и не выбилась ни в лидеры по благосостоянию, ни в экономические или политические лидеры. И основная проблема стран в том, что они не могут удержать высокие темпы роста, в том числе, высокие темпы роста благосостояния достаточно длительное время. Даже 30 лет – этого еще недостаточно, чтобы перейти из группы развивающихся в группу лидеров. И для России это тоже определенный урок, потому что не надо расслабляться. 10 лет мы росли плохо, но нужно правительству думать над тем, чтобы обеспечивать устойчивые темпы роста еще бы лет 50 .

Зыгарь: Другими словами, дармовые деньги, в общем, не приносят устойчивого благосостояния. 

Также по теме
    Другие выпуски