Некоторые западные страны уже убедились в бесполезности налога на роскошь

02/03/2012 - 11:51 (по МСК)
Главный редактор Slon.ru Андрей Горянов рассказал, готовы ли олигархи платить налог на роскошь и что вообще относить к роскоши.

Лобков: И продолжаем мы традиционной утренней рубрикой «Чай со слоном». У нас в гостях Андрей Горянов, главный редактор портала Slon.ru. И мы говорим о налоге на роскошь. Насколько я понимаю, это было предложение Владимира Путина.

Горянов: Примерно в начале февраля, где-то в его одной из программных статей.

Лобков: Почему оно вас заинтересовало сегодня?

Горянов: Оно, в общем, интересует всегда, как и, в общем, мне кажется, большинство самых богатых людей России.

Лобков: У нас чай такой недорогой, поэтому я без налога налью.

Горянов: Да, будьте добры, пожалуйста. Спасибо. А вчера случилось собрание клуба олигархов во главе с Шохиным и РСПП, которые, наконец, решили обсудить, готовы ли они платить этот налог или нет. В общем, по итогам мини-исследования и голосования, которое прошло в рамках, собственно говоря, их собрания, выяснилось, что, в общем-то, примерно 36% вполне себе готовы заплатить такой налог, а еще 30 относится к этому…

Лобков: Вот у меня вопрос. Во-первых, что считать роскошью? И, во-вторых, где эта роскошь должна быть приобретена и декларирована? Например…

Горянов: Довольно философский вопрос.

Лобков: Абрамович заводит яхту «Eclipse», которую, я не помню, помню, три годовых бюджета…Три бюджета годовых то ли Костромы, то ли Костромской области. Вот явно совершенно по всем параметрам налогооблагаемый предмет. Купил он ее в Англии, построили ее в Германии.

Горянов: По-моему, да.

Лобков: Вот кому он должен платить за это налог на роскошь и считается ли это в таком случае, роскошью?

Горянов: Вот это вот как раз главная полемика. Минэкономразвития, которое, собственно говоря, пыталось как-то отрегулировать этот налог, однозначно отнесла яхты, вертолеты, самолеты, и прочие явные роскошные вещи этой категории. Однако сейчас речь идет о том, что к налогооблагаемой роскоши, в общем-то, относятся совсем другие вещи, намного более простые.

Лобков: Это в личное пользование, когда люди приобретают?

Горянов: Конечно. То есть вы приобретаете как физическое лицо.

Лобков: То есть компания «Транснефть», условно говоря, которой реально нужно Токареву летать на всякие разные точки и смотреть, как прокачивается, или не прокачивается, если покупается самолет, это не роскошь. А если он сам себе покупает самолет личный, то это роскошь личного пользования.

Горянов: Верно.

Лобков: Но хороший умный глава корпорации всегда купит самолет на корпорацию и будет летать сам.

Горянов: Вам надо работать, если вы в РСПП или в Минэкономразвития, потому что именно об этом и идет дискуссия. Налоговое администрирование, собственно, собираемость этих налогов, очень легко обходится. Ровно тем путем, о котором мы говорите. Если вы хотите купить себе самолет, вы покупаете на одну из компаний, которая находится, или я не знаю, на Каймановых островах, и по-прежнему пользуетесь, обходя…

Лобков: Оформляя здесь полеты, тем более что как я понимаю, большинство бизнес-Джетов, которые здесь во Внуково-3 летают, они в основном, приписаны к каким-то аэропортам оффшорам.

Горянов: Была прекрасная статья, по-моему, в газете «Ведомости», или в какой-то из деловых изданий, которые провели хорошее расследование на этот счет. Абсолютно верно, вы правильно говорите. Это легко обходится.

Лобков: И у них номера даже, вот эти бортовые номера они не российские.

Горянов: В общем, парадокс в том, что речь сейчас идет о недвижимости, которая больше тысячи квадратных метров.

Лобков: Где?

Горянов: На территории Российской Федерации.

Лобков: Насколько я понимаю, сейчас в ФСБ идет процесс, что директор ФСБ Бортников говорит о том, что всех членов переписать, всю недвижимость за границей сдать. То есть декларировать все. Вот, допустим, генерал ФСБ, мы знаем, что у некоторых есть собственность в Чехии, в Эстонии, по крайней мере, про ближайшие страны я более-менее знаю. Вот они, допустим, напишут. Это налогооблагается?

Горянов: Подождите. Еще идет дискуссия. Никакой точки не поставлено. Сейчас есть предложение Владимира Путина, которое потом было докручено министром Силуановым, министром финансов, который пришел после Кудрина. И вот сейчас идет эта вот дискуссия. Собственно говоря, тысяча квадратных метров и автомобиль…

Лобков: На что, на человека или на семью?

Горянов: А вот это я не помню, надо посмотреть. Я думаю, что на человека.

Лобков: 1000 квадратных метров. Это не много. Это не очень много.

Горянов: Да нет, дело в том, что элитной недвижимостью может быть признана недвижимость и 500 квадратных метров, согласитесь, если это здесь по соседству на Остоженке.

Лобков: Бывают уникальные совершенно квартиры. Но 1000 квадратных метров, если говорить о загородной недвижимости, это в общем, средний класс. Потому что многие люди. Это строится один раз и стоимость затраты, на строительство дома в 500 квадратных метров и в 1000 различаются ведь не сильно.

Горянов: Верно. Мы тут недавно посчитали.

Лобков: Потому что главное – коммуникации, это участок. А сколько квадратных метров, как у нас любят, уйти в небеса, построить третий этаж. Сейчас же себестоимость строительства дешевое, а попадает под роскошь.

Горянов: Абсолютно верно. И главное, недавно посчитали, у кого из действующих или недавно действующих чиновников есть такие, в общем, объекты недвижимости. В, общем, у всех скромных трудяг чиновничьего фронта, они, в общем, практически есть. То есть у Сечина…

Лобков: Тысяча?

Горянов: За тысячу.

Лобков: За тысячу.

Горянов: Вот у Сечина есть это по декларации о доходах.

Лобков: Тысяча квадратных метров, это, сейчас скажу, это получается, 30 на 30 дом должен быть? Ели он одноэтажный, либо 15, 30 на 30.

Горянов: Я не владелец дачи, мне довольно сложно себе представить сколько…

Лобков: Да, 30 на 30, тогда 33 на 33 тогда получается, вот тысяча.

Горянов: Некий такой объект.

Лобков: Это не так, в общем…

Горянов: В общем, не так и много. Поэтому уже есть спорный момент.

Лобков: А под это подпадает все: и конюшни, и хозпомещений и все, все.

Горянов: Следующая история заключается в том, что там есть предложение облагать не только недвижимость, но еще и автомобили свыше 250 лошадиных сил. А это, в общем, довольно смешно, потому что любая более-менее хорошая машина гипотетически может себе купить средний, бизнесмен средней руки, крепкий такой, Мерседес Е-класса. Он вполне себе может…

Лобков: Или, например, бизнесмен, я все думаю, с точки зрения бизнеса, человек, которому нужно, допустим, заниматься лесоразработками в Иркутской области, ему нужно 6 часов ехать, чтобы проверить, не ворует ли у него какой-нибудь управляющий лесосеки. И он должен купить себе машину в 500.

Горянов: Наверное, он все-таки оформит на компанию.

Лобков: Тогда они все будут оформлять на компанию. В принципе, получается, налог на роскошь не имеет никакого смысла, потому что только лайковые перчатки для стального кулака можно будет приписать к роскоши.

Горянов: Именно в этом убедились уже некоторые западные страны, в частности, Франция. Которая имеет сейчас налог, задумывается о том, чтобы от него отказаться. Потому что большинство богатых французов довольно легко вывозит капитал в соседнюю Бельгию.

Лобков: Президент компании, у него же есть отдел протокола. Уверен, что у Потанина, и у других, у Вексельберга есть протокольный отдел. И протокольный отдел закупает, допустим, по статусу нашего боса, а он очень занят, ему нужно такие-то чемоданы, такие-то…

Горянов: Масса лазеек.

Лобков: И отдел протокола закупает, потому что ему некогда следить за этим. Поэтому мы этим занимаемся.

Горянов: В общем, и большинство вменяемых…

Лобков: А как это отслеживать, кто это будет отслеживать? Что роскошно, что не роскошно, Росфинмониторинг или какое ведомство, ФСБ?

Горянов: Видимо будет принят закон, по которому четко прописаны объекты, которые подпадают под категорию элитных товаров и товаров класса «люкс». И вопрос в том, что мерить в штуках или в деньгах? Есть альтернативное предложение, например, от каких-нибудь бизнесменов, которые предлагают: ok, давайте мы будем платить сверх, если мы напотребляли сверх миллиона долларов, например, для личного пользования, давайте мы сверх этого будем платить. То есть единая схема администрирования налога сейчас не существует.

Лобков: Спасибо. Будем ждать тогда, что будем в следующем президентском сроке. То есть, насколько я понимаю, сейчас кроме благих или не благих для многих пожеланий, пока, в общем, ничего.

Горянов: А может быть, экономический популизм всего лишь.
Также по теме
    Другие выпуски