Мир пока не знает, как быть с нехваткой женщин

09/11/2011 - 11:55 (по МСК) Никита Белоголовцев
Николай Дзись Войнаровский, корреспондент Slon.ru, рассказал, чем грозит мировой экономике нехватка женщин.

Не вторая волна кризиса или дефицит нефти и других ископаемых, а повсеместная нехватка женщин – вот главная угроза мировой экономике в среднесрочной перспективе, пишет Slon.ru . В последнее время вышло сразу несколько серьезных публикаций на эту тему: книга корреспондента журнала Science Мары Хвистендаль "Неестественный отбор: лучше мальчик, чем девочка, и каким будет мир, полный мужчин", статья специалиста по глобальной стратегии Deutsche Bank Санджива Саньяла "Конец роста населения" и, наконец, доклад и рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).  

Белоголовцев: Николай, неужели все настолько серьезно, как сформулировано в заголовке?

Дзись-Войнаровский: Ну, если экономисты из Deutsche Bank и Парламентской ассамблеи Совета Европы выпускают по этому поводу документы и доклады, то дело серьезное. Конечно, в России это ощущается меньше всего, потому что среди всех стран мира у нас страна с наибольшим числом женщин приходящихся на одного мужчину, примерно, в среднем по населению – 1162 на 1000 мужчин. Но в более развитых странах это соотношение меньше.

Белоголовцев: А вот давайте, кстати, Николай, прямо сейчас проиллюстрируем ваши слова. У нас есть карта полового распределения населения и давайте объясним цвета.

Дзись-Войнаровский: Насыщенный голубой цвет – это где женщин больше всего.

Белоголовцев: То есть, Россия абсолютный лидер вообще в мире по этому показателю.

Дзись-Войнаровский: Да. В развитых западных странах мы видим светло-голубой цвет, например, в США, в Западной Европе – там уже равное соотношение или легкая нехватка женщин. Розовый цвет и особенно насыщенный красный – это там, где женщин остро не хватает.

Белоголовцев: Хотел спросить вас, Николай, о предпосылках этого. То есть, я понимаю почему, например, в Китае и Индии проблемы с девочками новорожденными, просто потому, что там не хотят рожать девочек. Мужчина - кормилец, будущий глава семьи, подспорье и так далее, а девушка в хозяйстве - некоторая обуза. А почему в Европе-то мужчин больше, чем женщин?

Дзись-Войнаровский: Про Китай и Индию можно добавить, что тут, наверное, еще играют роль традиции, убеждения, верования не совсем рациональные. И сюда надо еще добавит кавказские страны: Армению, Азербайджан, Грузию, и также Албанию, которым ПАСЕ сделало предупреждение, что у них слишком много в последнее время рождается мальчиков и это опасно. Но с развитыми странами ситуация проще, чисто биологически эволюция заложила там, что при рождении мальчиков всегда больше.

Белоголовцев: То есть, получается мужчины и женщины даже до рождения уже неравноценны?

Дзись-Войнаровский: Да, но в силу того, что мужчины обычно охотятся, участвуют в опасных предприятиях, занимаются тяжелым трудом, они быстрее вымирают, скажем так. И к среднему периоду жизни их количество уравновешивается с количеством женщин. Но последнее время, благодаря моде на здоровый образ жизни, успехам медицины, и вообще прогрессу человечества, мужчины стали умирать значительно реже.

Белоголовцев: Чем это плохо? Мужчины работают, развивают экономику – почему для экономики так нужны женщины?

Дзись-Войнаровский: Тут есть несколько факторов. Во-первых – очевидно, что общество, даже где много населения, но мало женщин, быстрее вымирает, чем общество со сбалансированным составом населения. Понятно почему - потому что женщины не могут рожать слишком часто, а мужчины вообще не могут рожать, все на женщине завязано. Сокращение населения – это экономическая проблема для всех стран. Это первое. Второе – избыток мужчин имеет негативные последствия. В мягком варианте он стимулирует предпринимательскую активность. Например, это хорошо видно по Китаю, где в районах с большим количеством мужчин больше предпринимательской активности. При увеличении этого количества, считают некоторые исследователи, мы можем прийти к ситуации Дикого Запада: это когда избыточное мужское население, неженатые мужчины, много тестостерона, немотивированные убийства, алкоголизм, спрос на проституцию, нарушение закона, потому что неженатым мужчинам мало есть, что терять, и так далее. И это уже не просто какая-то локальная проблема, а глобальная.

Белоголовцев: Существуют ли какие-то рецепты? Ну, потому что мужчины объективно будут жить дольше и дольше, потому что медицина идет вперед. Что делать?

Дзись-Войнаровский: Поскольку человечество только-только с этим столкнулось в историческом масштабе, то пока каких-то очевидных рецептов экономистами, социологами не предложено, кроме того рецепта, что мы знаем издревле. Во-первых - нужно бороться с вредными традициями…

Белоголовцев: В Индии же, например, законодательно запрещают аборты, потому что просто не рожают девочек. Точнее, запрещают узнавать пол ребенка до рождения, чтобы не было абортов.

Дзись-Войнаровский: Трудно пока сказать насколько это эффективно, но это один путь. Второй путь мы помним со средних веков, когда был избыток мужчин и их отправляли в крестовые походы или, например, покорять новые земли. Правда, пока непонятно, что в современном мире мужчины могли бы покорять…

Белоголовцев: Как раз доклад МАГАТЭ по Ирану подоспел, если уж мы заговорили о крестовых походах.

Дзись-Войнаровский: Ну, да. Правда, это такой немного жесткий вариант. Лет 50 назад мечтали о том, что человечество будет покорять космос, может быть, туда можно будет отправить избыток населения…

Белоголовцев: Избыток мужчин. 

Также по теме
    Другие выпуски