Государство в России ведет бизнес бездарно: в мировой рейтинг успешных компаний вошли только частные «Башнефть» и «Магнит»

Чай со слоном
17 сентября 2013
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть

Настало время нашей традиционной рубрики Чай со слоном и у нас в гостях журналист, обозреватель портала Slon.ru   Екатерина Алябьева.

Давлетгильдеев: Говорим мы о рейтинге, который, насколько я понимаю, сегодня публикуется официально о мировых лидерах по возврату на акционерный капитал. Чтобы было понятно, насколько я это понимаю, я это понимаю не очень хорошо, условно говоря, я купил две акции какой-нибудь компании, предположим, каждая из них стоит 100 рублей, потом получаю как акционер некие дивиденды, чем больше получаю на одну акцию, тем выше эта компания будет в рейтинге находиться.

Алябьева: Не совсем так. Вы действительно можете получить дивиденды, если компания их предполагает. Но оцениваются не столько дивиденды, сколько в принципе стоимость акций. Допустим, вы купили акции за 100 рублей, а через год можете продать ее за 170, значит, 70% прироста. Это ваши доходы, выраженные в приросте, и это не что иное, как капитал компании, который дорожает.

Давлетгильдеев: То есть, на самом деле, это очень объективный показатель.

Алябьева: Это не самый традиционный показатель для оценки эффективности компании, поэтому этот отчет «Boston Consulting Group», в общем, и вызывает интерес.

Давлетгильдеев: Рассказывайте про отчет, что в нем самого интересного, кроме того, что в нем российская компания появилась в первый раз в первой десятке.

Алябьева: Две.

Давлетгильдеев: Начнем с того, что это за компании, и как они там оказались.

Алябьева: Действительно, за все годы, что «Boston Consulting Group» ведет такой учет, две российские компании – ритейл компания «Магнит» и нефтяная компания «Башнефть» – вошли в топ. Это означает, что не только в прошлом году они были успешны, они были успешны все пять лет, за которые собрана статистика. Эта статистика – это показатели эффективности компаний по разным-разным коэффициентам, мультипликаторам и всем прочим, 1 600 с лишним компаний со всего мира. «Boston Consulting Group» предлагает, с их точки зрения, наиболее эффективный способ оценить успешность этих компаний. Главная посылка последних лет, которая заставляет внимательней относиться к этим компаниям, это замедление роста мировой экономики, всеобщая стагнация. На этом фоне особенно пристальный интерес инвесторы проявляют как акциям компаний, потому что альтернативный способ инвестиций - это облигации государства, но государство в условиях кризиса экономит, поэтому доходность облигаций низкая. Акции могут принести намного больший доход.

Давлетгильдеев: То, что это «Магнит» и «Башнефть», частные компании, не самые крупные компании, «Магнит» - весьма крупная в ритейле, но это не Х5.

Алябьева: По итогам первого квартала этого года, «Магнит» опередил Х5 по выручке, оборотам и числу магазинов.

Давлетгильдеев: То есть, получается, что она сейчас крупнейшая компания в ритейле.

Алябьева: Крупнейшая, да, по всем показателям. Больше того, в прошлом году наш «Магнит» вошел в пятерку мировых лидеров по выручке. Это действительно быстрорастущая компания, в которой сошелся и количественный рост, и качественный прирост показателей, что бывает довольно редко.

Давлетгильдеев:  Это за счет того, что такой прекрасный владелец Галицкий, они такие все из себя открытые и приятные, поэтому бизнес у них хорошо получается? В чем там у них секрет?

Алябьева: Они пытались достичь этого показателя 15 лет. Возможно, это наиболее эффективный способ управления, где владелец лично участвует в каждой детали, во всех процессах операционных, это приводит к экономии издержек, к тому, что компания, наращивая количественные обороты, она одновременно растет по стоимости, а это две, в общем, разные вещи. То есть можно расти за счет, если компания берет кредиты или она растет под какие-то необеспеченные ресурсы, грубо говоря, все силы бросает на то, чтобы как можно больше купить филиалов, тогда показатель роста будет высоким. Но, на самом деле, стоимость этой компании высокой не будет, потому что акционеры посмотрят на то, как он это делает, и не вложат в нее деньги. Именно показатель доходности акций как раз и оценивает, куда смотрят акционеры, что они думают, а это, как правило, объективный выбор, потому что это не один человек, а это тысячи, десятки тысяч игроков, которые ежедневно продают-покупают эти акции. И так получается тот самый объективный показатель.

Давлетгильдеев: А «Башнефть»? Все-таки у нас в нефтянке трудно делать открытый эффективный бизнес с учетом того, что есть Сечин, а есть все остальные.

Алябьева: Здесь дело не в открытости. Владелец «Башнефти», АФК «Система», готовит ее к продаже. Об этом еще официально не объявлено, но независимые источники сообщают об этом.

Давлетгильдеев: Евтушенкову просто надоело мучиться с нефтяным активом, потому что в России это очень страшно?

Алябьева: Они разрабатывают новые месторождения и перспективы…

Давлетгильдеев: Но компания сама по себе эффективна, насколько я понимаю, не самая большая, но такая вся из себя перспективная.

Алябьева: Да, в общем, если сравнить стоимость абсолютную, абсолютный показатель, то получается, что российский гигант «Роснефть» - это 2,7 триллионов, а рыночная стоимость «Башнефти» - 14,9 миллиардов. То есть абсолютно другой масштаб. Но при этом показатель роста доходности выше примерно в полтора раза у «Башнефти».

Давлетгильдеев: Мне кажется, что это даже не очень удивительно, учитывая манеру управления обеими компаниями. Честно говоря, мне не кажется, что государство может эффективно управлять каким бы то ни было предприятием, как в случае с «Роснефтью».

Алябьева: Да, и как раз «Boston Consulting Group», оценивая опыт упомянутых 1600 с лишним компаний, говорит о том, что большинство компаний расти не умеют, развиваться правильно не умеют. То есть они вкладывают деньги не в настоящий рост стоимости, они думают, что кто-то может не заметить, что они на самом деле не растут, а инвесторы замечают. Часто бывает, что компания поглощает какие-то более мелкие компании, открывает больше магазинов, но денег ей не дают.

Давлетгильдеев: А в этом списке вообще в первую очередь не очень крупный бизнес?

Алябьева: Там есть порог обязательный. Конечно, если сравнивать совсем малюсенькую компанию и огромную, там могут быть совершенно случайные колебания, маленькая компания внезапно может показать высокий результат и даже в течение пяти лет. Поэтому там есть порог, то есть берутся только крупные компании. «Башнефть» все-таки в мировом масштабе считается крупной компанией, с крупной капитализацией.

Давлетгильдеев: А если по профилю эти компании разбивать, это в первую очередь добывающая компания, это производство, это ритейл?

Алябьева: Всегда из года в год быстрее всего растет ритейл и сектор товаров краткосрочного пользования, потом длительного пользования. Это производство потребительских товаров и ритейл. Но в этом году в топе оказались высокие технологии, фармацевтика и даже наша нефтяная компания.

Давлетгильдеев: Но российские компании, которые занимаются фармацевтикой и высокими технологиями, они, конечно, не могут похвастаться такими результатами, хотя бы шансом каким-то попасть.

Алябьева: Шансы, безусловно, есть у всех, потому что как раз тут во многом имеет значение рост. То есть стагнирующая компания в рейтинг не попадет. Рост показывают компании развивающихся стран. В этом году в числе лидеров Таиланд, Филиппины, Россия и Бразилия.  

Давлетгильдеев: Это, в основном, компании, названия которых нам ни о чем не скажут?

Алябьева: В каких-то отраслях, да. Но я думаю, что сети супермаркетов люди примерно знают, которые путешествуют. Например, «7-Eleven» или турецкий супермаркет и разные национальные супермаркеты, которые в этом году выходят на мировой рынок.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.