Что построят на месте ЗИЛа

05/03/2012 - 11:57 (по МСК) Мария Макеева
Заместитель мэра Андрей Шаронов любит нестандартные решения. Он решил провести творческий конкурс среди архитектурных бюро из разных стран на концепцию реорганизации территории ЗИЛа. Новость прокомментировала Елена Тофанюк, старший редактор Slon.ru.

Макеева: Что же там теперь будет и кто получил возможность что-то там напридумывать?

Тофанюк: Возможность напридумывать там получили все желающие, а что там будет – пока непонятно. Нестандартное решение. Даже не сказать, что московского правительства, а просто Андрей Шаронов как персонаж взял, собрал иностранных архитекторов и устроил творческий конкурс: а давайте, ребята, нарисуйте, как бы вы видели эту территорию. А мы посмотрим, выберем, потом представим мэру и, может быть, что-то на этой основе построим.

Макеева: Автозавод ЗИЛ – это действительно огромная территория, это целый город. Последние 20 лет после распада СССР этот автозавод приходил в упадок, как и многие заводские территории в Москве. Огромные цеха стоят пустыми, там сейчас можно снимать фантастический фильм вроде «Сталкера», территория простаивает. При этом транспортная ситуация вокруг этого района такова, что деловыми центрами не застроишь, нужно как-то кардинально решать вопрос с проездом. Еще при разнообразных намерениях начать долгосрочные ремонты проспекта Андропова проехать там будет просто невозможно. Тем не менее, территория действительно богатая. Юрий Лужков еще много чего там намеревался сделать, высказывал всяческие планы насчет ЗИЛа. Помешал ему финансовый кризис реализовать хотя бы часть своих намерений. Теперь новый мэр и новый заместитель мэра – любящий нестандартные решения.

Тофанюк: Мэр ушел, а проблема осталась.

Макеева: Это не проблема, это вопрос, который можно решать. А можно еще погодить – там все равно все уже разрушается.

Тофанюк: Они считают, что это проблема, потому что это экологически грязное место.

Макеева: Даже если там что-то построят, оно не будет более экологически чистым, потому что автозавод не работает. У нас проблемы с экологией из-за автомобилей совершенно других производителей, которые ездят в Москве.

Тофанюк: Завод работает, они делают комплектующие для Renault. Там 4 тысячи человек работает. Из них 2 тысячи мигрантов, 1,5 тысячи пенсионеров, как говорят в мэрии.

Макеева: Это очень немного. Но тем не менее, там есть территории пустующие.

Тофанюк: Это гигантская территория. Один из участников этого прекрасного творческого конкурса, российская компания «Проект Меганом», очень наглядно показал, положив на эту территорию сначала все Замоскворечье, а потом постепенно разместив там кусок Венеции, полностью парк Горького и еще кучу территорий. На самом деле, это огромная территория, просто на ней такие большие здания стоят, что все время получается обман зрения, кажется, что она не очень большая. Там очень много места, там очень много чего можно построить.

Макеева: И что предлагают?

Тофанюк: Если подходить глобально, то все предлагают примерно одно и то же – построить там кукую-то территорию смешанного использования. Чтобы там было и жилье, и офисы, и какие-то музеи, парки, кинотеатры, театры. Город просто обычный. По-моему, это достаточно здравый подход к территории. Либо застроить спальным районом, либо построить какой-то ужасный офисный центр - это тоже, наверное, не очень правильно. Многие считают, что там нужно разбить очень большой парк. А потом в этом парке построить жилье.

Макеева: Через 150 лет, когда воздух очистится.

Тофанюк: Я думаю, что жилье они построят сразу и будут ждать, пока воздух очистится. У российского представителя предлагает систему каналов в пойме реки, построить парк для того, чтобы проветривать пойму Москвы-реки.

Макеева: Это было бы замечательно.

Тофанюк: Да. Но мэрия это все воспринимает исключительно как демонстрацию эффекта масштаба. Они выбрали два проекта, оба проекта невысокой этажности - наш проект и проект берлинского бюро, который тоже ничего особенного, кроме велосипедных дорожек и парков не предлагает. Они предложили построить невысокие здания разной направленности в парке на берегу Москвы-реки с выходом к пойме.

Макеева: Эти проекты - просто сплошная теория в отсутствие инвесторов?

Тофанюк: Это абсолютнейшая теория. Они хотят взять лучшее из всех этих четырех проектов, скрестить и потом предложить мэру Собянину: давайте сделаем так. Достаточно здравый подход. Не чиновники сели, почесали голову – что нам тут построить? А все-таки пригласили профессионалов, чтобы те посмотрели, что там можно разместить. 

Также по теме
    Другие выпуски