Чем полезна мобильная реклама

07/08/2012 - 14:17 (по МСК)
Заместитель главного редактора делового портала Slon.ru Александр Кияткин о том, как работает мобильная реклама и почему в ближайшее время ее будет становиться все больше.

Лиманова: Поговорим о том, как стремительно меняется мир, и как мы отстаем. Речь о мобильной рекламе и о том, кто там лидер, а кто аутсайдер. Судя по всему, в ближайшие годы на первом месте не мы.

Кияткин: Конечно же, не мы, хотя бы потому что у нас и экономика далеко не первая по объему в мире, и количество мобильных пользователей далеко не первое. Сразу несколько аналитических агентств выпустили отчеты, посвященные мобильной рекламе, которые говорят о том, что за этим будущее, в цифрах пытаются показать, насколько быстро это будет развиваться.

Лиманова: Какие-нибудь примеры мобильной рекламы для наглядности.

Кияткин: Когда вы скачиваете какое-то бесплатное приложение в AppStore или Google Play, велика вероятность, что вам вместе с ним предложат и рекламу. Если у вас есть связь с интернетом, то к вам подкачиваются баннеры, на которых вы можете видеть ту или иную рекламу. Есть более продвинутые виды мобильной рекламы, которые завязаны на геолокацию. Это одно из преимуществ такого типа рекламы, которое обеспечивает ему блестящее будущее.

Лиманова: Мне мобильная реклама не нужна.

Кияткин: Очень многие люди сказали бы, что им вообще никакая реклама не нужна. Тем не менее, реклама существуют, многие ее считают двигателем прогресса. Сейчас объем мобильной рекламы в мире пока что невелик по сравнению с остальными рекламными рынками – это около 6 млрд. долларов. Однако это, пожалуй, самый быстрорастущий сегмент рынка. В 2016 году, по прогнозу агентства eMarketer, он превысит 23 млрд. долларов. Чуть ли не половина этих денег будет приходиться на США. До недавнего времени первенство удерживала Япония. Там смартфоны, коммуникаторы с сенсорными экранами развивались гораздо быстрее, чем на Западе и у нас. В этом году их опередили США, где за год рынок увеличился в два раза.

Лиманова: Конкурировать они будут с Японией?

Кияткин: Я думаю, здесь не будет конкуренции. Рынок настолько огромен, так быстро расширяется, что здесь просто приходи и бери. В России рынок растет теми же темпами, что и в США, правда, он во много раз меньше – 37 млн. долларов.

Лиманова: У нас другая исходная точка.

Кияткин: Тем не менее, все это развивается очень быстро, потому что у мобильной рекламы есть целый ряд преимуществ. Во-первых, она эффективна.

Лиманова: Для рекламодателей или для потребителей?

Кияткин: У нас первые эксперименты с мобильной рекламой проводились, кажется, в 2008 году. Тогда был масштабный эксперимент МТС и «Бегуна», когда они предоставляли своим абонентам рекламу через мобильные телефоны. Результаты всех поразили. CTR – уровень реагирования на рекламу – составил 11%. Чаще, чем каждый десятый, шел по ссылке, которая предлагала ему рекламная система. Это гигантский CTR. Для традиционных видов рекламы CTR в десятые доли процента может считаться хорошим. Каждый двадцатый человек, который увидел эту рекламу, приобрел товары и услуги, которые рекламировались. Это еще более фантастические показатели. Это хорошо для рекламодателя, поскольку отклик потрясающий, и, наверное, хорошо для потребителя, раз такой большой отклик. Половина людей, которые перешли по рекламной ссылке, что-то купили, значит, это было для них полезно. Подобные результаты были в западных экспериментах. Все это убедило бизнесменов в том, что это направление, которое стоит развивать. С тех пор все это и растет двукратно в год.

Лиманова: Вы в своей статье пишете о том, как Facebook может зарабатывать на мобильной рекламе. Но ведь это же не единственный ресурс в интернете, тем более, позиции Facebook после неудачи с IPO пошатнулись. Почему только Facebook упоминаете?

Кияткин: Здесь может зарабатывать практически любой, кто угодно может себя в этом попробовать. Другое дело, что Facebook – это очень удачная площадка для размещения. Это популярнейшая в мире соцсеть. В исследованиях указывалось, что около 40% пользователей смартфонов пользуются соцсетями с помощью своих мобильных телефонов. Как правило, это Facebook. Только у нас в России есть Вконтакте, который заметно круче Facebook, а во всем мире соцсеть – это синоним Facebook. Это великолепная площадка для размещения рекламы, поэтому мы и говорим, что это для нее хороший шанс. Учитывая непростое положение, в котором Facebook оказался, его акции рухнули после IPO, он подвергается критике за неумение зарабатывать деньги – это для него шанс.

Например, когда вы где-нибудь находитесь, вам удобнее получить рекламу, которая привязана к вашему местоположению. Любой смартфон ориентирован на геолокацию, он определяет ваше положение, даже когда у вас GPS или ГЛОНАСС не включен. Он по расположению сотовых вышек примерно знает, где вы находитесь и может, например, прорекламировать вам ресторанчик, который находится неподалеку от вас. Это может быть очень удобно. Это та технология, которой не обладает ни один другой вид рекламы.

Самое главное. Сейчас весь мир постепенно смещается к мобильному интернету. Есть очень много стран с наиболее развитым интернетом (например, Гонконг, Сингапур), где количество пользователей мобильного интернета выше, чем количество пользователей стационарного интернета. Это либо очень развитые страны, либо отсталые страны, которые не успели приобщиться к фиксированному интернету с волоконными кабелями, выделенными линиями, они сразу же перешли к мобильному интернету. Вышки сотовых операторов стоят по всему миру, мобильная связь проникла даже в самые отдаленные регионы Африки, Индии. Например, в Нигерии, беднейшей стране, 55% интернет-трафика приходится на мобильные устройства. Если посмотреть в относительных величинах, получается, что в Нигерии дела обстоят примерно так же, как в Сингапуре. Сейчас весь мир движется к переходу на мобильный интернет, поэтому за мобильной рекламой, как многие обоснованно считают, будущее.

Лиманова: Давайте представим это ближайшее будущее, 2016 год, весь мир ходит со сматрфонами. Американский рынок мобильной рекламы достиг 10 млрд. долларов. И что, рекламодатели с телевидения уходят в интернет? Что происходит в мире?

Кияткин: Да, почему бы им не уходить в интернет? Хотя бы потому что телевидение можно смотреть на экране своего смартфона или планшета, что многие делают. Большая часть мобильного трафика в сети – это видео, просмотр телепрограмм, фильмов. Этот видеоконтент постепенно смещается на мобильные устройства. Конечно, даже в 2016 году рынок мобильной рекламы  будет очень мал по сравнению с рынком телевизионной, но он начнет постепенно отъедать у нее кусочки. И чем дальше, думаю, тем больше.

Также по теме
    Другие выпуски