Чечня – чемпион по субсидиям на малый бизнес. В 67 раз больше, чем в Москве

06/08/2012 - 13:06 (по МСК) Мария Макеева
Старший корреспондент Slon.Ru Николай Дзись-Войнаровский в эфире ДОЖДЯ рассказал о результатах исследования: издание сравнило недавнее распоряжение премьера Дмитрия Медведева с данными Росстата. Эта статистика выглядит весьма подозрительной. Почему – объяснил журналист Дзись-Войнаровский.
 Макеева: Деньги Чечне, как известно, дает Аллах. Но для поддержки малого и среднего бизнеса выделяет средства более приземленные структуры. Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому выяснились удивительные факты, что уровень поддержки малого и среднего бизнеса в Чечне невероятно высок. Чему и посвящена публикация на Slon.ru.  

Дзись-Войнаровский: На самом деле в этом нет сенсации, потому что подобные распоряжения публикуются регулярно, их перепечатывают. Сейчас выделенная господдержка – 19 млрд. рублей. Список довольно ожидаемый: на первом месте – Москва, 1,4 млрд., дальше чем беднее регион, тем он меньше получает. Краснодарский край в этом году на втором месте – там наводнение, ему надо помочь, это понятно.  Где-то в середине Петербург, Дагестан и т.д.

Мы посмотрели, сколько по Росстату людей занято в малом и среднем бизнесе в каждой республике и поделили эти деньги на занятость, чтобы узнать, сколько на работника малого бизнеса приходится господдержки. Получилось гораздо более интересная таблица. На первом месте – Чеченская республика, где госпомощь почти 69 тыс. рублей на человека, занятого в малом и среднем бизнесе.

Макеева: Это в десятки раз больше, чем в Москве.

Дзись-Войнаровский: 70% списка – это ниже 3-4 тыс. рублей на человека. Москва получает 1.31 тыс. рублей на человека. В конце списка – Питер, 372 рубля на человека.

Макеева: А в Чечне?

Дзись-Войнаровский: Почти 69 тыс. рублей на человека, занятого в малом и среднем бизнесе.

Макеева: Значит, малый и средний бизнес в Чечне в ближайшее время должен просто расцвести в отличие от Петербурга.

Дзись-Войнаровский: С одной стороны, понятно, что государство как-то поддерживает тех, кто нуждается. Считается, что нужно поддерживать Кавказские республики. Нужно ли это на самом деле – это большая проблема, о которой спорят различные умы. Кстати, в Краснодарском крае, который тоже вроде как нужно поддержать, на человека всего лишь 1700 рублей поддержки.

Макеева: После наводнения повысили?

Дзись-Войнаровский: Да. Говорили, что нужно увеличить суммы, выделяемые на Краснодарский край, хотя он обычно немало получает в качестве поддержки. Регион большой.

Макеева: Мало получается, если 1700 после повышения. А до наводнения, стало быть, было меньше.

Дзись-Войнаровский: Успешный регион, понятно, они получают все-таки меньше. Москва – 1300 рублей, считается, что в Москве не так все и плохо. Вторая проблема: если мы посмотрим на различные рейтинги поддержки малого бизнеса, количество малых предприятий, мы увидим, что в Чечне, Ингушетии и некоторых других депрессивных республиках, там действительно малого бизнеса мало. Там большая безработица. В Чечне порядка половины экономически активного населения безработны. Если посмотрим объективные статистические рейтинги, то действительно мы должны выделять средства.

Но с другой стороны, качество статистики в Кавказских республиках хромает, многие люди находятся на заработках в других регионах, и эти 50% безработных – данные, которые вызывают сомнения. Естественно, вызывает сомнения и остальная статистика. Порядка 10% в Кавказских республиках занято в малом бизнесе, в то время как в абсолютном большинство регионов в малом бизнесе занята треть регионов.

Макеева: То есть нет уверенности в том, что выделяемые средства идут на развитие малого и среднего бизнеса?

Дзись-Войнаровский: В России вообще нет уверенности, что даже меньшие средства идут на развитие малого и среднего бизнеса.

Макеева: А жители Кавказских республик едут на заработки в Краснодарский край, вызывая неудовольствие губернатора Ткачева, который позволял себе по этому поводу высказывания.

Дзись-Войнаровский: И там получают в качестве субсидии 1700 рублей. Тут действительно большое количество проблем и неясностей. Настораживает проблема со статистикой или с безработицей в Чечне, Ингушетии и аналогичных регионах – она уже несколько лет не решается. То ли это настолько сложно, то ли власти, может быть, прикладывают недостаточно усилий. Мы бы могли говорить о том, что деньги тратятся эффективно – 70 тыс. рублей на человека, но они пошли на благое дело – если бы видели какую-то положительную динамику. В Чечне была безработица 50%, а тут 45%, 35%. Но ситуация не изменяется, и это наводит на мысль, что что-то не так со статистикой, что-то не так с деньгами, которые уходят в эти регионы.

Макеева: Чечня по этим цифрам на первом месте с большим отрывом от всех остальных?

Дзись-Войнаровский: Для примера первые места: Чечня – 69 тыс. рублей на человека, Ингушетия – 57 тыс. рублей, Алтай – 20 тыс. рублей, Чукотка – 9 тыс. рублей, Северная Осетия – 6 тыс. рублей, Тыва – 5,5. Тройка лидеров – больше 10 тыс. рублей, она с огромным отрывом идет от всего остального малого и среднего бизнеса России.

Макеева: Компания «Медиалогия» составляет рейтинг цитируемости в российских СМИ, и Рамзан Кадыров в этом рейтинге резко возвысился из-за своей полемики с главой Ингушетии Юнус Беком Евкуровым, которого он обвинял в том, что тот не умеет с терроризмом бороться. А выясняется, что обе эти республики должны бороться с разными негативными явлениями на своих территориях посредством мощной господдержки. Малый и средний бизнес – это же двигатель экономики.

Дзись-Войнаровский: Для этого и выделяются субсидии на малый бизнес, чтобы люди не шли в лес, а могли зарабатывать дома. Но есть тезис, что надо давать людям удочку, а не рыбу. Сама по себе господдержка, притом, когда у нас нет достаточного контроля за чиновниками, нет сильных судов, нет защиты собственности, что особенно остро чувствуется в регионах, где недавно была война, счастья не приносит. Деньгами такую проблему залить трудно.

Макеева: Есть мировые аналоги такой ситуации? Есть ли примеры в других странах?

Дзись-Войнаровский: Таких примеров много. Стандартная политика состоит в том, что людям выделяют деньги на малый бизнес, на дома или на что-то еще. В Испании есть баски, в Великобритании – ирландцы.

Макеева: Давно ли в стране басков были военные действия?

Дзись-Войнаровский: Террористы существовали. Деньги выделяют во всех странах, но важно обеспечить правильный контроль расходования этих средств, обеспечить то, чтобы люди, которые придерживаются каких-то других взглядов, не преследовались бы властями, был бы обеспечен справедливый суд, и тогда поддержка в виде денег работает. Без этого деньги могут уплывать, быть невостребованными. 

Также по теме
    Другие выпуски