BlackBerry сделал себе харакири

Чай со слоном
13 октября 2011
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть
Владельцы BlackBerry уже четвертый день не могут выйти в интернет и обмениваться сообщениями. Александр Кияткин, редактор Slon.ru, оценил ущерб от сбоя смартфонов.

Белоголовцев: Проводим второй за этот день «Чай со Слоном». Потому что к нам пришел долгожданный Александр Кияткин, редактор интернет-издания Slon.ru. Разумеется, позвали вас поговорить о том, в чем вы невероятно сильны, позвали вас поговорить о мобильных телефонах, точнее, о мобильном телефоне BlackBerry. Для меня, честно говоря, разговор, возможно, глубоко личный и даже наболевший. Для тех, кто не знает, друзья, расскажем вам, что телефоны BlackBerry, точнее хозяева телефонов BlackBerry не могли выходить в интернет, пользоваться всеми сервисами и приложениями, которые так или иначе с интернетом связаны, не могли пользоваться так называемой услугой BlackBerry Messenger, такая бесплатная аська для хозяев телефонов BlackBerry практически три дня с 10 по 13 октября. Александр, много я читал в новостях, собственно из-за чего, но, честно говоря, не обладая серьезным техническим образованием, так толком и не понял, что за глобальная авария, которая мир оставил без BlackBerry. Что в итоге случилось?

Кияткин: Я думаю, что точно ответить на этот вопрос могут только специалисты компании RIM, которая выпускает и обслуживает смартфоны BlackBerry. Но они либо молчат, либо говорят очень общими фразами. Но приблизительно можно описать ситуацию следующим образом. Отличительная особенность смартфонов BlackBerry, благодаря которой ее очень любят корпоративные клиенты во всем мире, это система шифрования. Все данные, которые передаются с устройства, приходят на него, проходят определенную систему шифрования, в которой задействован не только сам телефон, не только сети оператора, но и сети самой компании RIM, ее сети, ее сервера. Благодаря этому, соединение с интернетом, передача мгновенных сообщений BBM так называемых на BlackBerry, электронная почта, все это находится под очень серьезной защитой, самой серьезной, которая есть среди всех операторов и производителей телефонов.

Белоголовцев: Вышла из строя вот это вот не устройство, а сервис, который осуществляет шифровку и дешифровку данных?

Кияткин: Похоже, что так, да. Вот эта вот самая сильная сторона смартфонов BlackBerry их в данный момент подвела. Потому что все данные идут не напрямую, а они идут через серверы, через сети компании. И там произошла проблема.

Белоголовцев: Александр, скажите, пожалуйста, то есть, понятно, что аварии могут случаться у всех, могут останавливаться атомные электростанции, могут оставаться без света города, но, отличительная особенность этого так называемого black-out BlackBerry в том, что он продолжался с перерывами три дня. То есть, неужели не было каких-то страховочных систем, потому что действительно, полмира, то есть все за пределами Северной Америки, в той или иной степени, практически все пользователи BlackBerry остались без услуг практически на трое суток. Почему не было каких-то страховочных механизмов применено?

Кияткин: Здесь опять же мы вступаем в зону догадок. Потому что компания RIM достаточно свято хранит свои секреты. Я предполагаю, что у них был выбор, как наладить работу своей системы после этого сбоя. Либо, грубо говоря, сделать перезагрузку и начать все с нуля, либо пытаться долго и упорно все восстанавливать без какой-то полной перезагрузки системы. Они выбрали второй вариант.

Белоголовцев: А чем грозит полная перезагрузка системы?

Кияткин: Дело в том, я как раз про это хотел сказать, в этом случае, если просто все, грубо говоря, перезагрузить, потеряются все те электронные сообщения во внутренней этой электронной системе, все электронные письма. Все это там лежит на серверах RIM, там было заперто, грубо говоря.

Белоголовцев: То есть здесь же проходит аналогия, например, с Ноутбуком, который у меня стоит. Если я нажимаю кнопку off, он отвисает, но документ не сохраненный при этом в нем.

Кияткин: Да, именно так. Представляете себе, вот все эти сообщения, огромное количество сообщений, которые были отправлены, точнее, которые люди попытались отправить с тех пор, как начались проблемы, все это бы пропало. Если мы учтем, что, в основном, клиенты BlackBerry - это корпоративны служащие, и там потеря mail, потеря информации, особенно критична и даже трагична, то понятно, почему специалисты компании RIM выбрали не этот простой вариант. Они долго и упорно пытались изо всех сил восстановить работоспособность системы так, чтобы не потерялось ни байта информации. Как, например, у некоторых пользователей, когда периодически оживала система, приходило по 40 писем.

Белоголовцев: Да, мы сейчас можем видеть как раз ролик, в котором один из сотрудников компании RIM извиняется за причиненные неудобства. Хотел у вас спросить как раз о реакции, о поведении RIM, очень многие говорят, что компания, то есть совершила, такое, возможно, имиджевое харакири, потому что три дня практически не работает, главное, за что люди покупают телефоны BlackBerry. И компания, не то, что отговаривается, даже отстреливается такими коротенькими строчечками пресс-релизов: «Да, мы знаем у нас тут не все в порядке, мы работаем». То есть, никакого объяснения, никаких, я не знаю, развернутых извинений. Правильно ли себя, с вашей точки зрения, повели специалисты компании RIM вот в этом отношении?

Кияткин: Вы знаете, это инстинктивная реакция корпоративных людей, людей большой корпорации, когда они стараются нагнать как можно больше тумана, скорее, чем признать, что вот в том-то и в том-то мы…

Белоголовцев: Подождите, вот здесь, может быть, с вами не соглашусь, чисто интуитивно. Потому что, мне кажется, что если бы аналогичная авария произошла, условно говоря, в корпорации Apple, то там все-таки не было бы таких сухих ответов, что «мы не знаем», «может быть». Я просто расскажу личную историю. Я являюсь абонентом «Билайна», и только к вечеру первого дня аварии в «Билайне» узнали, что оказывается, проблемы у BlackBerry. То есть, настолько это было неоперативно.

Кияткин: Что я могу сказать? Вы сказали, что компания совершила такое имиджевое харакири, я бы сказал, что она даже не имиджевое, а просто харакири во многом совершила. Потому что, в любом случае, когда бы они не разъяснили ситуацию, насколько бы открытыми они не были, четвертые сутки без нормально работающей связи - это катастрофа для этой компании, потому что это катастрофа для ее клиентов. Ее клиенты, это, как правило, большие корпорации, у которых все, в соответствии с их стандартами, заточено на BlackBerry, у сотрудников всех BlackBerry. Они все входят в интернет, отправляют почту, обмениваются мгновенными сообщениями через этот смартфон. И вот на несколько дней парализована компания, парализована работа огромного количества компаний по всему миру, которые когда-то выбрали себе компанию RIM в качестве обеспечителя.

Белоголовцев: Вот сейчас…

Кияткин: Вот сейчас они очень сильно задумаются.

Белоголовцев: Вот сейчас, когда он задумаются, в сторону чего, они скорее могут обратиться? Потому что все-таки функционал BlackBerry он довольно серьезно отличался, насколько я понимаю, собственно, поэтому поводу я, например, себе купил телефон, от того, что предлагает, условно говоря, Samsung, Nokia и Apple. А что может придти на замену BlackBerry для таких корпоративных клиентов, например?

Кияткин: Я, думаю, что наиболее вероятным претендентом, это конечно спекуляция на этом, просто строим прогнозы.

Белоголовцев: Просто думаем, какой выбор могут сделать…

Кияткин: Скорее, выбор был бы сделан в пользу системы андроид или какой-то системы на ней основанной, потому что она более открыта, она позволяет больше всего с собой делать и, например, для встраивания туда алгоритмов безопасности больше подходит. Допустим, у Apple, ее система достаточно закрыта. У андроида - с ней можно брать и делать все что захочешь. Соответственно, компании могут в соответствии со своими корпоративными стандартами применять определенные программные обеспечения. Кто-то из производителей устройств наверняка ухватится за вот эту вот нишу, которая уходит из рук BlackBerry, и начнут внедрять свои системы шифрования, и это удобно будет делать именно со смартфонами на базе андроида, скорее всего.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.