Бизнес готов вкладывать деньги в создание терминаторов: как в кино, но без кожи

24/01/2013 - 14:07 (по МСК) Мария Макеева

В начале сентября бостонский стартап Rethink Robotics после четырех лет секретных разработок показал миру робота по имени Бэкстер – безмолвного двухметрового металлического гиганта, который может справляться с рядом задач конвейерного производства и обучаться самостоятельно. О будущем робототехники в программе ЧАЙ СО СЛОНОМ поговорили с руководителем компании RoboCV Сергеем Мальцевым.

 Макеева: Сергей написал публикацию для iPad и iPad журнала, который издаёт Slon.ru, где самые разные авторы, разбирающиеся в вопросе роботов в том числе, публикуют статьи о будущем. Сегодня мы поговорим о том, как будет выглядеть будущее с роботами.  Из  публикации я поняла, что терминаторы уже существуют, но выглядят не как Шварценеггер. Угадала ли я?

Мальцев: Почти существуют, но ещё нужно пройти путь до создания терминатора, но предпосылки уже практически созданы. Наверное, многие видели американские разработки Boston Dynamics, человекоподобный робот, который двигается совсем как человек, это с точки зрения механики. Но помимо механики чуть ли не основная часть терминатора - это интеллект. Что касается интеллекта, сейчас уже много продемонстрировано решений, которые приближают нас к этому терминатору. Терминатор - это такое собирательное название. Он, может быть, совершенно не будет похож на человека внешне, кожа и всё прочее не факт, что будет.

Макеева: Я как раз это и хотела спросить. Насколько этот тренд сохранится? Производители реальных роботов не очень увлечены тем, чтобы сделать робота-человека?

Мальцев: Это, с моей точки зрения, совсем не ключевая вещь, я вижу, как ведут себя производители, и никто, в основном, не стремится именно к этому. Наверное, люди и напуганы чем-то, потому что во многих фантастических фильмах мимикрируют под людей  и захватывают мир. Ещё и  поэтому это может быть и не нужно. Помимо всего прочего, для того, чтобы выполнять полезные человеку функции, ему совершенно не нужно иметь кожу, но довольно важно иметь антропоморфность, то есть руки, ноги. Это связано с тем, что мир, который окружает людей, заточен под нашу физиологии, и соответственно, чтобы робот мог эффективно взаимодействовать с окружающей средой, с людьми, ему нужно иметь очень похожую на человека механику.

Макеева: То есть всё то же самое, но без кожи?

Мальцев: Кожа необязательна, да. Скорее, это будет что-то вроде  фильма «Я – робот». Хотя, наверное, в перспективе 50-100 лет кожа появится совсем натуральная, потому что сейчас есть демонстрации кожи роботов, но всё равно она ещё далека от натуральной. Те роботы, которых показывают, они ещё механистичные и на людей не очень похожи. Так будет ещё долго. Опять же в терминаторе этот совсем не самое главное, главное - интеллект.

Макеева: Ну, в фильмах злобный интеллект. Каких роботов сейчас создают учёные, и на что тратят очень большие деньги компании? Онлайн ритейлер Amazon выложил 775 миллионов  долларов за компанию Kiva, чьи роботы готовы автоматизировать работу гигантских складов с товарами. Это выгодно получается?

Мальцев: Сама робототехника очень хорошо используется там, где она эффективна. В промышленности, в логистике она эффективна, поэтому Amazon купил компанию, потому что робототехнические технологии, пусть это и склад, это обывателю непонятно и неинтересно, но это реально экономически выгодно, поэтому такие суммы и появляются. Что касается каких-то бытовых применений, дальше роботов-пылесосов  и им подобных ничего ушло.

Макеева: Почему? Я у вас же читаю, что умные машинки Google способны передвигаться полностью на автопилоте, накатали по американским дорогам уже десятки тысяч миль и лишь один раз угодили в ДТП, и то когда за рулём сидел человек. Это потрясающий результат. Почему это не продаётся массово?

Мальцев: Я в статье указал, что они почти готовы. Это пока только исследовательские вещи, но я вижу, что они практически готовы. В ближайшее десятилетие полноценный робот-автомобиль  практически будет создан. Даже Volvo буквально месяц назад заявило, что в 2014 году будет выведен автомобиль, который будет сам двигаться в пробках. Это пока ещё ограничено функционально.

Макеева: Давайте с этого места подробней. С 2014 года начнёт продаваться?

Мальцев: Да.

Макеева: А что значит - сам двигаться в пробках?

Мальцев: Это значит, что он будет двигаться по своей полосе и не врезаться  ни в кого: ни в людей, ни в авто.

Макеева: То есть, чтоб совсем расслабиться в пробке, водитель нажимает кнопку, и автомобиль сам едет?

Мальцев: Да, но совсем расслабиться не получится, это такой условный автопилот, то есть всё равно нужно будет за дорогой поглядывать, потому что какие-то перекрёстки автопилот не распознает и может выехать на красный цвет. Но когда движение идёт по магистрали, то там практически можно будет расслабиться в пробке. Почему в пробке? Потому что у автопилотов пока ограничение по скорости, чтобы это было безопасно. Для Volvo, по-моему, 50 километров в час ограничение.

Макеева: Тайваньская компания Foxconn, сборщик iPhone и iPad, начала заменять сотрудников на роботы. Насколько помню, были даже какие-то скандалы, связанные с тем, что на этих заводах применяется дешёвая рабочая сила, людей угнетают.

Мальцев: Да, есть такая гуманитарная составляющая всей этой экспансии робототехники. Да, на Foxconn были инциденты, когда  покончили жизнь самоубийством, потому что тот график работы, который там есть, очень сложен для человека, чтобы жить нормально, плюс у них низкая оплата.

Макеева: И вместо того, чтобы изменить условия труда к лучшему, компания придумала всех уволить и взять роботов.

Мальцев: Не совсем всех. Там вопрос переформатирования бизнеса, как я в своей статье пишу, то, чем занимаются люди, которые покончили с собой, на этих заводах, с моей точки зрения, недостойно человека. При нынешнем современном развитии уровня жизни человек, который стоит и вставляет аккумулятор в iPad всю жизнь - это не самая благодарная работа. Из этого следует, что люди, работающие на конвейерах, страдают депрессией. С одной стороны, здесь идёт речь, чтобы людей избавить от этой нужной работы, а с другой стороны, будут недовольные, которые останутся без работы.

Макеева: Что значит - избавят от этой работы? Им же не предлагается ничего взамен.

Мальцев: Это как сказать. Здесь, возможно, будет некий переходный период, причём он может растянуться на десятилетия, когда будут освобождаться люди, и будут оставаться без работы. Тому же Китаю это особо не грозит, потому что у них сейчас уровень жизни довольно резко растёт и вполне может быть, что они успеют перевести свою экономику на инновационные рельсы, вполне может быть, что они смогут все свои полтора миллиарда загрузить более-менее интеллектуальной работой, где роботы не справятся. Даже в перспективе роботы будут иметь ограничения, где немного нужна творческая жилка. Простой пример - ремонт квартиры или строительство дома, там довольно часто возникают нестандартные ситуации, которые роботы не способны решать.

Макеева: Как только роботы будут принимать такие интеллектуальные решения, тут и наступит та ситуация, о которой снято столько фильмов.

Мальцев: Да, а если они ещё и кожу будут иметь, то тогда всё. Если закончить эту гуманитарную составляющую, переобучение людей и те новые поколения, которые подрастают, должны изначально готовиться не под то, чтобы аккумулятор вставлять, а под то, чтобы творчеством, наукой, инженерией, медициной заниматься, это такие возвышенные цели, к которым мы стремимся. К этому состоянию переход может случиться жёсткий, может быть, через кризисы, но если мировые правительства примут некоторые меры стимулирования этого перехода, чтобы люди постепенно учились, постепенно лишались своих рабочих мест, это можно через налоги делать, тогда, возможно, этот переход будет гладким.

Также по теме
    Другие выпуски