Михаил Фридман: Победа Зюганова в 1996 году была бы закономерным результатом для страны

12/04/2012 - 02:25 (по МСК)
Глава «Альфа-Групп» Михаил Фридман в эфире СОБЧАК ЖИВЬЕМ заметил, что не видел ничего плохого для страны в возможной победе Геннадия Зюганова на выборах 1996 года.
Хотя в тот момент совместно с другими крупными представителями российского финансового бизнеса он поддерживал Бориса Ельцина.
Собчак: Ваш сценарий по поводу будущего России на ближайшие 10 лет?

Фридман: Мне представляется, что будет постепенная демократизация политической жизни. Мне представляется, что будет больше конкуренции в политической жизни на самых разных уровнях, и в конечном итоге, это приведет к конкуренции на уровне высших должностных лиц.

Собчак: То есть, какого-то ужесточения режима Путина не произойдет?

Фридман: Я считаю, что он вполне трезвый человек, ответственный человек, и на такое радикальное жесткое давление на оппозицию он не пойдет, потому что это ни к чему, и это, безусловно, губительно для страны.

Собчак: Но решение по Астрахани сегодня, - это было решение трезвого человека? Правильное решение?

Фридман: Формально говоря, оно правильное в том смысле, что он говорит, что это вопрос суда. Это, все-таки, не вопрос пермьер-министра.

Собчак: То есть, вы с этим согласны? Вы бы также поступили на его месте?

Фридман: Нет, я не знаю, как бы я поступил, к счастью, я не на его месте, я на своем месте. Я такую ответственность побоялся бы взять.

Собчак: Если бы вы не занимались бизнесом, вы бы поддерживали Владимира Путина?

Фридман: Я думаю, что на сегодняшний день я бы его поддерживал в том смысле, что мне кажется, что его вполне искренне поддерживает большинство населения нашей страны. Совершенно искренне считаю, что Путин на сегодняшний день – абсолютно демократический президент в том отношении, что его взгляды, его принципы, его ценности, разделяет большинство населения страны. Может быть, это меньшее большинство, не такое, как было, скажем, некторое время назад, это очевидно.

Собчак: А вы принадлежите к этому большинсству? Вы разделяете его ценности, идеалы?

Фридман: Как человек, лично я, Михаил Фридман, у меня, безусловно, свои представления о добре и зле, и они не всегда совпадают с представлениями о добре и зле, которые существуют в российской власти.

Собчак: Например, в чем разница?

Фридман: Это длительный разговор.

Собчак: Что для Путина – зло, а для вас – добро?

Фридман: Например, я не считаю, что распад Советского Союза является колоссальной геополитической катастрофой. Я, например, считаю, что это вполне закономерный процесс, и, безусловно, он был болезненный для многих людей. Многие люди пострадали, их родственники остались в других странах, но тем не менее, я не считаю, что это была такая катастрофа.

Собчак: Еще.

Фридман: Мне кажется, это более философская беседа, не формат.

Собчак: Если вы говорите о том, что ваши представления расходятся с представлением вот этого большинства, чье представление…

Фридман: Хорошо, такой простой пример: в принципе, большинство людей очень подозрительно, скептически относятся к такой институции как бизнес. А я вполне искренне считаю, что бизнес – как институт, является системообразующим институтом государства. Если мы посмотрим на успех, допустим, США, как такого политического проекта на протяжении последних нескольких сотен лет, то мы видим, что фундаментом, основой американского общества является бизнес. Безусловно, это не только крупный бизнес, - это бизнес как подход к жизни. И мы видим, что бизнесмены занимают очень лидирующие роли и в Администрации, и в Конгрессе, и в Сенате. Вот посмотрите сейчас: Митт Ромни – очень успешный бизнесмен, и он уже кандидат от республиканской партии.

Собчак: Но там другие принципы того, как строится этот бизнес.

Фридман: В принципе, построение бизнеса во всех странах – одинаково.

Собчак: Вы считаете, что в России – построение бизнеса ничем не отличается от, допустим, Америки?

Фридман: Принципы – не отличаются, отличаются формы исполнения этих принципов. 

Также по теме
    Другие выпуски