Аскар Акаев: не сообщать о смерти президента — это нормально
В гостях у Ксении Собчак бывший президент Киргизии Аскар Акаев. Говорили о его дружбе с Исламом Каримовым и о том, сильно ли изменился бывший президент Узбекистана за время пребывания у власти, и чего стоит ожидать от нового лидера, а также о том, силен ли в Киргизии и Узбекистане исламский фундаментализм, и считают ли самого Акаева «чудаком среди среднеазиатских правителей» из-за того, что он бескровно отдал власть.
Собчак: Аскар Акаевич, я начну с тех событий, которые последние несколько дней широко обсуждались нашей общественностью — это, конечно, смерть узбекского президента Ислама Каримова. Я знаю, что вы были знакомы с ним очень давно — с начала 80-х, у вас такие были с ним длительные отношения. Вы с ним люди одного политического поколения, если так можно сказать, правильно?
Акаев: Да, конечно.
Собчак: Скажите, тот пожизненный президент, тот абсолютный центр власти, которого мы все видели в последнее время, сильно отличался от того Каримова, которого вы знали в самом начале?
Акаев: Не сильно, я думаю. Я впервые познакомился с Исламом Каримовым в 1989 году на Съезде народных депутатов СССР, и тогда он уже был первым секретарем, нет, в следующем году, кажется, в 1990-м он был избран первым секретарем ЦК Компартии Узбекистана, то есть фактически первым руководителем республики. И он, конечно, уже в то время был сложившийся такой первый руководитель.
Собчак: Жесткий?
Акаев: Да, жесткий, жесткий.
Собчак: То есть такие, условно, замашки диктаторские были видны и тогда?
Акаев: Но то, что жесткий стиль его управления, он был, я думаю, с самого начала. Он уже тогда, я должен сказать, конечно, он прошел, в отличие от меня, я все-таки только тогда пришел из большой науки в большую политику, но так же, как ваш замечательный отец Анатолий Александрович, к которому я относился с глубочайшим уважением, которого, я считаю, что он был одним из трибунов новой демократической России.
Собчак: Спасибо.
Акаев: И, конечно, Ислам Каримов прошел все ступени властных полномочий в советскую эпоху, и это уже был сложившийся руководитель, первый руководитель с таким уже сложившимся стилем управления, жестким, нацеленным на достижение какого-то осязаемого результата всегда. Я думаю, что годы его не сильно изменили, ведь потому что он был фактически, для него власть значила, у него не было никаких других увлечений, он жил этой одной властью, и я бы сказал, он был мастером и даже гроссмейстером власти.
Собчак: Ваша карьера, по сути, началась с Ошских событий. Как вы тогда с ним взаимодействовали, какие были отношения с ним в этот сложный период?
Акаев: Ошские события произошли в 1990 году, и летом 1990 года...
Собчак: Я просто напомню нашим телезрителям об этой трагедии. Около трех тысяч человек погибли, это конфликт между узбекским населением и киргизским населением в вашей стране, в общем, такие...
Акаев: Да, это была очень большая трагедия, я считаю, потому что киргизы, узбеки, в общем-то, бок о бок жили столетия, тысячелетия, можно сказать, всегда в мире, в добрососедстве.
Собчак: Но эти события должны были стать, наверное, такой очень горячей точкой в ваших отношениях с Каримовым, потому что как по-другому?
Акаев: Да, прежде чем подойти к Каримову, я должен сказать, что лето, ой, жаркое было это лето, лето 1990 года, мы как раз были в Оше. Тогда была делегация от советского парламента во главе с нашим выдающимся писателем Чингизом Айтматовым. Чингиз Айтматов в то время был помощником Михаила Сергеевича Горбачева, и Михаил Сергеевич направил его, чтобы он способствовал примирению, потому что чиновников, партийных, государственных руководителей народ тогда никак не слушал и даже не подпускал. И тогда пришла идея, Чингиз Айтматов собрал команду, в которую включил меня, и попросил также двух узбекских народных депутатов, писателей. И мы вчетвером, впятером как раз все лето встречались с кыргызами, узбеками, занимались примирением. И тогда я увидел, собственно, все мы, что узбекская часть, конечно же, для них слово президента Узбекистана Каримова значило очень многое.
Поэтому как только меня избрали президентом, я первым делом обратился к Исламу Абдуганиевичу Каримову с просьбой вместе содействовать примирению, такому межэтническому примирению. И он откликнулся и приехал не только в Бишкек, а в Оше мы были несколько раз, вместе обращались на кыргызском и узбекском к народу, и, конечно, он тогда оказал огромную поддержку, помощь, я бы сказал, ключевую помощь в примирении, в том, что нам удалось последствия этих трагических событий как-то нивелировать.
Собчак: Да, я читала ваши интервью, и у вас действительно всегда были и льготные цены, и не было проблем, в общем, с Каримовым долгие годы, в отличие от...
Акаев: У нас были всегда хорошие отношения, я старался, я всегда исходил из народной мудрости, что соседей и родителей не выбирают, поэтому я считал, что с соседями, в первую очередь, надо построить самые… и я не жалел ни времени, ни сил для того, чтобы, всегда звонил и Исламу Каримову, и Нурсултану Назарбаеву, другим президентом, встречался. И я могу сказать с ответственностью, что со всеми президентами были очень хорошие отношения, что способствовало, в общем, дружественным отношениям, сотрудничеству между странами.
Читайте новости без цензуры там, где вам удобно. Подписывайтесь на Дождь в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», Twitter, «Яндекс Дзен»
Чтобы посмотреть полную версию, выберите вариант подписки
Вы уже подписчик? Войти
Подвешенная подписка
Выберите человека, который хочет смотреть
, но не может себе этого позволить, и помогите ему.