Доллар — 71. Что дальше?

Прогноз профессора Trinity College Константина Гурджиева
14/12/2015 - 17:35 (по МСК) Когершын Сагиева

Обсудили экономические прогнозы на 2016 год, с Константином Гурджиевым, профессором кафедры финансов Trinity College, экспертом образовательной программы института «Стрелка», у которого в понедельник, 14 декабря на портале Slon.ru вышла статья под заголовком «Как встретишь, так и проведешь. Каким будет 2016 для российской экономики».

Как встретишь, так и проведешь. Каким будет 2016 для российской экономики

Премьер Великобритании с 1957 по 1963 год Гарольд Макмиллан однажды описал задачу правительства очень четкой фразой: «Не впадать в панику, не колебаться». В 2016 году этот modus operandi будет актуален и в России.

Официальные прогнозы на 2016 год предсказывают рост ВВП от −0,5% до +1%, а при негативных сценариях продолжение экономического спада, причем в критических прогнозах, до −2,7% ВВП. Несмотря на это, 2016 год за последние две-три недели уже превратился в 2015-й. Если в декабре 2014 года правительство говорило о возврате экономического роста к середине 2015-го, то в декабре нынешнего – надежды опять на середину грядущего. И чем ближе к кремлевским палатам автор прогнозов, тем выше цифра и тем больше уверенности в том, что экономический кризис уже позади. И наоборот, чем дальше от Кремля аналитики, тем хуже прогноз и тем больше данных о том, что экономический кризис протянется еще как минимум месяцев девять.

Битва экстрасенсов

Оценки перспектив роста российской экономики от международных организаций, по сценарию без катастрофических изменений в экономическом климате, попадают в диапазон −2% до +0,8%. Средний прогноз группы аналитиков частного сектора, включающий прогнозистов ведущих банковских и инвестиционных компаний России, −0,1%.

Правда, сегодня любые прогнозы роста ВВП скорее ближе по статистической точности к предсказаниям экстрасенсов, чем к научно обоснованному прогнозу. Внешнеэкономический климат, волатильность внутренней экономики, присутствие острых геополитических рисков, связанных с конфликтами на Украине и в Сирии, миграционный кризис Европы, а также нормализация отношений между Европой и Ираном не поддаются экономическому моделированию.

Цена на нефть – основная составляющая прогнозов роста Российского ВВП – тоже не поддается серьезному прогнозированию. В течение 2015 года рынки нефти прошли и сценарий контанго (когда фьючерсная цена поднимается выше спотовой), и депорта (когда фьючерсы стоят меньше сегодняшних котировок).

Однако, как показывает исторический опыт, кризисы на мировых рынках сырья, от которых существенно зависит российская экономика, в среднем продолжаются от семи до восьми лет. Исторический опыт также дает нам представление о продолжительности кредитных кризисов – того типа, что на данный момент испытывает российская банковская система. Здесь средняя продолжительность уходит за пять лет. Оба кризиса пока еще прошли только половину цикла.

Полную версию статьи читайте на портале Slon.ru

Другие выпуски