Почему очень важно иногда забыть про мобильный и просто жить.

Джеймс Глик, который 20 лет изучает информационное пространство, о том, как новые технологии меняют нас
Шанецкая
16:07, 6 июня
Поддержать программу
Поделиться
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 16%
4 800 / год
5 760
Попробуй Дождь
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментарии

Скрыть

Нас пронизывают потоки информации, цифровой век принес ускорение всех процессов. Что человечество приобретет и что потеряет в процессе очередной технологической революции? Интервью Натальи Шанецкой с американским писателем, многократным финалистом Пулитцеровской премии, автором книг «Информация» и «Теория хаоса» Джеймсом Гликом.

Благодарим лофт для мероприятий Banka за предоставленное пространство, а также издательство Сorpus и Политехнический музей за помощь в организации интервью.

Watch the English-language version of the interview here​

Вместо того, чтобы читать вашу книгу «Информация», я загрузила ее в аудио-версии и прослушала ее. И поймала себя на том, что она мне показалась невероятно плотной, просто практически кишащей всякого рода информацией. Вы специально ее такой сделали, написали? Может быть, вы хотели тем самым сделать некое заявление, касающееся собственно самой информации, на примере вашей книги?

Вы имеете в виду, сделал ли я ее специально такой сложной к прочтению?

Ну, возможно.

Специально насыщенной всякого рода информацией? Да нет, нет, конечно. Когда я начал ее писать, я знал, что сам предмет моего исследования бесконечен. Когда я говорил людям, что пишу книгу про информацию, они на меня смотрели немножко косо, потому что им трудно было понять, что это вообще значит.

А кстати, что это значит?

Ну, с одной стороны, все знают, что такое информация, мы живем в информационную эру, правда ведь? Но с другой стороны, есть что-то специфическое, связанное со словом «информация», и это единственная причина, которая побудила меня написать эту книгу, поскольку до этого я писал про науку. Я написал несколько книг на всякие около-научные темы. Одна из них называется «Теория хаоса», и когда я работал над ней примерно 20 лет назад, многие мне говорили, что есть еще теория информации. В ее основе лежит набор математических идей, и это само по себе как-то ужасно интригует. Ведь первоначально информация была чем-то довольно абстрактным, например, картотека в библиотеке.

Ну уж точно информация — это не то, что казалось бы можно обличить в какую-то математическую формулу.

Ну вот именно. Казалось, что это не то, что можно измерить, и вывести математические формулы. А теперь мы живем в таком мире, где все является математической формулой. И все наши девайсы представляют собой информацию так или иначе. Мы это знаем, мы знаем, что фотография, например, это информация, снимки могут быть цифровыми, или их можно оцифровать. И мы знаем, что книги тоже своего рода информация, потому что их можно загрузить, как вы, например, сделали с моей книгой, как и другие вещи: фильмы, видео, музыку. Даже наше собственное тело соткано из генной информации.

Вы говорите, что изобретение письменности изменило человечество. С одной стороны, мы многое приобрели, это стало точкой отсчета для огромного количества прорывов в широчайшем спектре областей. Но также мы кое-что потеряли в этом процессе. Что,  вы думаете,  мы потеряли?

Ну, во-первых, это очень сложно представить нам, людям, умеющим читать и писать. Я даже имею в виду не наши способности сами по себе, а то, что мы выросли в мире, где все, что нас окружает, подразумевает наше умение читать. Мы окружены всякого рода вывесками, указателями, и массой другой визуальной ерунды. Письменность воспринимается как что-то само собой разумеющееся, и очень сложно для большинства из нас абстрагироваться, и представить себе мир, который был до этого. Это абсолютно невообразимо. Во-первых, в таком мире отсутствует понятие истории и летоисчисления, не существует дат, и нет понимания, что в этом тысячелетии или в этом веке произошло то или иное событие. Всего этого не было.

Дождь выражает благодарность издательству Сorpus и Политехническому музею за помощь в организации интервью

Полный текст доступен только нашим подписчикам
Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.