Как академическое искусство становится народным.

И почему иеромонаха Фотия полюбили так же, как Баскова
Republic на Дожде
14:29, 12 января
Поддержать программу
Поделиться
Теги:
Музыка

Комментарии

Скрыть

Победа на телешоу «Голос» иеромонаха Фотия наделала неожиданно много шума в самом конце прошлого года. Обсуждения в соцсетях быстро перерастали в баталии, и публика серьезно поляризовалась в своем отношении к победителю. Обсудили, почему с автором публикации на эту тему на портале Slon.ru Артемом Рондаревым, музыкальным критиком, старшим преподавателем Высшей школы экономики.

Раздражающая повседневность. Почему поющий иеромонах «расколол» общество 

Победа на телешоу «Голос» иеромонаха Фотия наделала неожиданно много шума в самом конце прошлого года. Обсуждения в соцсетях быстро перерастали в баталии, и публика серьезно поляризовалась в своем отношении к победителю: людей, которым Фотий нравится, прямо обвиняли в лоялизме, а тех, кто высказывался о нем отрицательно, называли, как это у нас водится, либералами. И это не удивительно: поп-музыка – вещь крайне идеологизированная. Когда же вдобавок к ней появляются символы прямо сакральные, дискуссия на эту тему приобретает характер священной войны.

Чувствительное большинство

Одним из самых важных моментов, определяющих особенный ландшафт российской идеологии в области музыки, является тот факт, что всего-то менее тридцати лет назад у нас существовало официальное представление о том, как выглядит «подлинное искусство». И одним из признаков его подлинности была «народность» – критерий, который в западных странах был актуален в эпоху романтизма, а сейчас давно и прочно забыт.

Композитор и музыковед Борис Асафьев, человек, более других ответственный за создание музыкальной идеологии в СССР, определял народность как качество, которое позволяет «индивидуально обобщать общечеловеческие эмоции». По сути, это означает, что критерий народности отвечает за легитимацию частного высказывания в качестве высказывания нормирующего и, в этом качестве, соответствующего чаяниям масс: если музыкант «народен», то его творчество приобретает характер социального жест.

Полную версию статьи читайте на портале Slon.ru

Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.