Война тысячелетий: как Крым угрожает Дагестану

25/08/2015 - 20:14 (по МСК) Петр Рузавин

Сегодня, 19 сентября, Дербент, самый южный российский город, отмечает 2000-летие. Но ещё несколько лет назад, когда президентом был Дмитрий Медведев, чиновники готовились к 5000-летию Дербента.

Как город за считанные годы «помолодел» на 3000 лет благодаря присоединению Крыма — смотрите в репортаже Петра Рузавина.

Владимир Путин: Напомню, что Дербент — самый древний город на территории Российской Федерации.

О том, что Дербенту 5000 лет, впервые официально было объявлено еще при президенте Дмитрии Медведеве. Тогда администрация Дербента разработала  концепцию празднования юбилея, запросив у правительства ни много ни мало 31 млрд. рублей. А потом произошла рокировка, и вернувшийся на пост президента Владимир Путин подписал совсем иной указ — о праздновании 2000-летия Дербента. То есть за два года город потерял 3000. То, что раньше Владимир Путин говорил о Дербенте, теперь он говорит о Крыме.

Владимир Путин: Именно здесь находятся духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации.

Главный лоббист 5000-летия Дербента – археолог Александр Кудрявцев, его называют дербентским Шлиманом. Именно Кудрявцев в 70-е начал раскапывать Дербент и занимался этим в течение десятков лет.

Александр Кудрявцев, археолог: Там поселения, которые относятся к рубежу 4—3 тысячелетия до нашей эры, то есть 5000 лет тому назад. Первый вариант, который пошел в Кремль в администрацию президента, там было две даты — 5000 лет поселению, 2000 лет как город Дербент.

В 90-е Кудрявцев уехал из Дагестана. Его место занял его ученик – Муртазали Гаджиев. Именно он, на данный момент главный археолог Дербента, антагонист своего учителя, и настаивает, что по науке Дербенту не более 2000 лет.

Муртазали Гаджиев, археолог: Если мы пойдем иным путем, как говорил известный политический лидер начала века, то есть будем отсчитывать от 5000 лет, давайте Москву тогда передатируем, там есть поселения раннего железного, позднего бронзового века.

Так или иначе, все решения приняты, распоряжения подписаны, подготовка идет полным ходом к 2000-летию. Один из основных частных спонсоров подготовки Дербента – группа «Сумма» Зиявудтина Магомедова, главного кошелька Дагестана. На его деньги, в частности, восстановлен домик Петра Первого – место, где император останавливался во время своего южного похода. Идут ремонтные работы в Средневековой крепости Нарын Кала – гордости Дербента. Впрочем, все сроки исполнения к 19 сентября – дате, когда пройдут  торжественные мероприятия – уже сорваны. А саму программу по реконструкции памятников продлили до 2018-го года. Главный по культуре в Дербенте – Али Ибрагимов, возглавляющий музей-заповедник Дербент — считает, что все проблемы из-за разгильдяйства чиновников, которые абы как составляли заявки в Минкульт, поэтому деньги выделили слишком поздно.

Али Ибрагимов, директор Дербентского музея—заповедника: Само всё это проектирование и все эти дела надо было четыре-пять лет назад. И минимум на реставрационные работы улиц хотя бы 2—3 года назад надо было начинать. А мы в реале начали в начале этого года, и то под давлением федеральных чиновников, которые приходили, инспектировали.

В Дербенте есть свой Навальный – Вячеслав Стародубец. Москвич, моряк, последние годы он публикует данные о коррупционных скандалах Дербента. Естественно, что большая их часть касается подготовки к 2000-летию Дербента.

Вячеслав Стародубец, основатель общественного проекта «Мой Дербент»: Массовые хищения средств, подложные документы и тому подобное.

Антикоррупционная деятельность Стародубца в апреле этого года не осталась незамеченной

Вячеслав Стародубец, основатель общественного проекта «Мой Дербент»: Выбежали трое человек в масках, похитили меня, надели маску, скрутили руки, били и вывезли в горы. Там устроили допрос, учинили. Я предполагаю, что за моим похищением стояли структуры Имама Яралиева, это мэр города, который накануне при всех министрах и при зам. уполномоченного представителя президента назвал меня личным врагом.

Имам Яралиев, глава городской администрации Дербента:  Ну так это давно было. И в принципе я узнал тоже гораздо позже, что произошло. Я этого человека, Стародубцева, видел один-два раза, и то, когда какие-то делегации бывали, в том числе, корреспондентов. Я не представляю, где он работает уже, но слышал вот этот случай. Я думаю, что правоохранительные органы разберутся.

Когда этот репортаж снимался, Имам Яралиев еще занимал должность главы Дербента. Однако несколько дней спустя неожиданно ушел в отставку. Само решение не было столь неожиданным — многие предрекали ему судьбу арестанта, к Яралиеву накопилось много претензий за  5 лет его мэрства.  Однако считалось, что до празднования юбилея Дербента его трогать не будут.

Сергей Меликов, полпред президента в Северо—Кавказском федеральном округе: Не сможет город и товарищ Яралиев подготовиться сегодня к празднику или просто не сможет жить сегодня по нужным условиям, если у него нет администрации. Почему все стрелы должны переводиться на правительство Дагестана? Почему должным образом не осуществляется спрос с того человека, который должен осуществлять здесь, в Дербенте, полный груз ответственности на себе. Почему одни декларации?

Спор о возрасте города перешел из научной плоскости в политическую. После присоединения полуострова местные власти заявили, дескать, раз мы в составе Российской Федерации, то и древнейший город — не Дербент, а, например, тот же Херсонес. Да и в самом деле, не может же Дербент быть старше Крыма.

Александр Кудрявцев, археолог: Мы сейчас присоединили Крым, а в Крыму есть памятники не менее античного периода, чем двести, ну две тысячи лет. Значит, скоро Дербент может и пальму эту потерять – две тысячи лет.

Фото: Mkrf.ru

Другие выпуски