Татарстан «теряет лицо»: куда пропали 97 миллиардов вкладчиков Татфондбанка

28/03/2017 - 22:33 (по МСК) Ольга Гладышева

В Татарстане продолжаются массовые протесты против руководства республики. После краха одного из крупнейших банков России, тысячи предпринимателей остались без денег – на протесты они выходят каждую неделю. Как в банке образовалась вторая по масштабу дыра в истории банковского сектора России и как это повлияет на экономику, казалось бы, процветающего региона – расскажет Ольга Гладышева.​

Один из вкладчиков Татфондбанка:  Ситуация такая — здесь просто люди потеряли деньги. У людей украли 2 млрд долларов. Долларов! Не рублей! По Первому каналу нам показывают, как плохо живет Сбербанк на Украине, как плохо у нас живут друзья ВТБ на Украине, оказывается, там пострадало 37 тысяч предпринимателей и где-то около миллиарда долларов там тоже у них, а то, что  в Татарии происходит, никаким боком и никак вообще никто не показывает.

Татарстан всегда появлялся на федеральном телевидении, когда надо было показать привлекательный для инвестиций и богатый регион. Но, о многочисленных митингах вкладчиков Татфондбанка и задержаниях активистов  никто не рассказывает.

Уже несколько месяцев вкладчики старейшего в республике банка протестуют и требуют вернуть их деньги. Одни винят руководство Татарстана, другие – Москву.

Рустам Минниханов, президент республики Татарстан: На следующий год опять идет увеличение НДПИ, плюс один процент прибыли мы отдаем. Но так же нельзя. Мы понимаем, что надо поддерживать регионы-реципиенты, но не за счет того, чтобы изымать и ухудшать ситуацию, которая сегодня есть. Раскулачивание было, один раз выровняли уже. Вы видели последствия.

Декабрьскую речь президента на госсовете теперь вспоминают все: от рядовых вкладчиков до бизнес-журналистов. Когда президент самой независимой республики жаловался на федеральных чиновников, в Татфондбанк уже ввели временную администрацию.

Один из вкладчиков Татфондбанка рассказывает: Были высказывания, насколько вы знаете, нашего президента Татарстана, что много налогов уходит в Москву. Тем самым он показал свое неприятие такое в сторону Москвы. Возможно, это какой-то рычаг в отношениях между Москвой и Татарстаном, и они это рычаг использовали. Но опять-таки при их действиях пострадали кто? Обычные люди!

Крах Татфондбанка оставил без работы сотни людей и обанкротил десятки представителей малого и среднего бизнеса.

Рамиль Вагапов, генеральный директор строительной компании «Триа-технолоджи»: Тут момент патриотизма. Нам по телевизору рассказывают: начинаем жить честно, платим налоги. Ну хорошо, живем честно. И что  происходит? А потом берут и отнимают деньги. Я себя чувствую ограбленным человеком, это просто наглым образом пришли и забрали деньги.

Рамиль строит офисное здание. Уже несколько месяцев рабочие бастуют и требуют зарплату, стройка простаивает. В середине декабря, когда у банка начались проблемы, Рамиль перевел деньги поставщикам оборудования – до адресата они так и не дошли.  

Тимур Нагуманов, уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей: Есть, например, индивидуальные предприниматели, микробизнес так называемый, у которых застряло 400-500 тысяч. Для них это сродни ликвидации. На самом деле, к сожалению, речь идет о десятках тысяч малых предпринимателей, которые столкнулись с этой проблемой.

Четверть всех мелких предпринимателей Татарстана  открывали счета именно в Татфондбанке. В республике он считался непотопляемым: с рекламных билбордов на вкладчиков смотрело лицо премьер-министра Ильдара Халикова, а доля правительства республики в банке составляла почти 50 процентов.

Другие выпуски