«Это грех патриарха»: диакон Кураев об общем заблуждении о святости Николая II, православных террористах и финансировании Кремлем маргиналов

25/10/2017 - 10:17 (по МСК) Илья Шепелин

На этой неделе в прокат выходит «Матильда»  —  возможно, самый скандальный фильм в современной истории России. Перед премьерой корреспондент Дождя Илья Шепелин поговорил с диаконом Андреем Кураевым. Он объяснил, откуда взялись православные радикалы, которые противостоят картине, и можно ли считать Николая II святым.

Православный экстремизм

Вышли-то они, эти люди, судя по их литературе и генезису, из так называемого «опричного братства» Иосифа Волоцкого. Там у них программа не столько про Николая, сколько про жидов, то есть Иосиф Волоцкий, сжигание еретиков, борьба с ересью жидовствующих, и все это переносится в XX век, в XXI, то есть для них вот это важнее всего.

Поэтому то, что они вдруг решили по поводу Николая выступить в данном случае, это некоторая случайность даже в их идеологии, нашелся бы другой повод. Их пробовали держать в рамках, а рамки это означает — жидов ругайте, патриарха не трогать, вот это вот понимание патриархийной политики, собственно говоря.

И вот поскольку им дали такие рамки, то поэтому потихонечку свой мейнстрим они продолжали нагнетать, и я удивляюсь только тому, почему крышу-то снесло немногим и так поздно. Все это должно было произойти еще и раньше. У людей есть нерв их жизни, ненависть, которую они считают священной.

Вот то, что эти импотенты, на самом деле, так долго по-настоящему не брали в руки Калашниковы, вот это удивительно на самом деле, потому что идеология их совершенно стреляющая, стреляющая на поражение, а лучше — огнеметами. Вот сами их листовки, газетки, их идеология, она такая. А почему при этом до дела доходило так мало, вот это гораздо более интересный вопрос.

Откуда берутся погромы?

Но все-таки это были более-менее маргиналы, которые были довольно популярны при этом в монашеской среде, но патриархия от них сторонилась. И они патриархию не любили, их сайты, типа «Русской народной линии», отчасти «Радонеж», они при случае того же митрополита Кирилла, а порой даже патриарха, не говоря уже о каком-то дьяконе Кураеве, они, конечно, кусали постоянно.

А начиная с 2012 года, тут сошлось две вещи. Первая — некий антиевропейский, антилиберальный тренд Путина, и второе — это соответствующий поворот патриарха Кирилла. И вот в этих условиях, то есть, во-первых, эти сайты получили госфинансирование, пусть в секретных конвертиках, ну ездят к ним люди из администрации президента, привозят эти конвертики, они резко прекратили критику первых лиц, и президента, и патриарха.

И кроме того, по сути, реакция патриарха и его присных вместе с Чаплиным на события вокруг Pussy Riot, она показала, что право на священную ненависть, оно даровано. То есть можно считать себя христианином и при этом исходить слюной, мечтать кого-то убить, растерзать в клочья и так далее.

Вот это серьезная вещь, это личная вина и грех патриарха Кирилла, потому что пасторская вина и пасторский грех, потому что легко дать людям право на ненависть, это одного слова достаточно, а вот научить их не ненавидеть, отказать от того, что они считают естественным, от своей альфасамцовости, научить их сдерживать себя, а тем паче любить врагов, по Нагорной проповеди, вот это как раз требует огромного усилия, воспитания, ограничения и аскезы. Вот эта аскеза оказалась неинтересна.

Личный грех патриарха Кирилла

А почему патриах полтора года молчал, с выхода первого трейлера? И на двух стульях как будто сидел, и вашим, и нашим?

Там нет никакого ни вашим, ни нашим, там вполне четкая, довольно циничная политтехнология. Во-первых, действительно, то, что он так долго молчал, это тоже позорная страница его понтификата. То, что Мединский, министр культуры, светский человек, дал гораздо более внятные этические оценки этим поджигателям, за несколько месяцев до патриарха, это как бы показывает, что называется, качество духовного управления страной, церковью.

Во-вторых, даже вчера, то, что он говорил, там не было даже попытки по-горбачевски сказать «и эти неправы, и эти», там четко все в одну сторону — не замайте нас и наших, у нас монополия на толкование нашей истории. Это не может быть так, потому что любая публичная фигура, историческая, она так или иначе принадлежит всем, как у коммунистов не может быть авторской марки, торговой марки на Ленина, только любые материалы про Ленина или фильмы, или спектакли про него, должны быть согласованы в ЦК КПРФ, а без подписи Зюганова снимать нельзя. Это странно было бы.

То же самое касается и Николая II. Но главное, действительно, ни патриарх Кирилл, ни митрополит Илларион, ни Легойда, никто иной из этой обоймы, они не дали нравственной оценки, церковно-нравственной, богословской оценки вот этим погромным настроениям и деяниям.

Терроризм верующих

Исламистский терроризм может быть побежден только исламским богословием, то есть нужно соответственно говорить на его языке, цитировать Коран и пояснять, что любимые тобою цитаты, оправдывающие ненависть и взрывы, знаешь, у них есть такой-то контекст, такое-то толкование, не мое, а древних авторитетов ислама, прямых учеников пророка, которые об этом говорили вот так-то. Только вот так вот можно это победить.

И от этой работы наши муллы и муфтии дружно уклоняются, надо заметить. И при случае только и говорят, что эти террористы, они не мусульмане, поэтому это что означает — что это не моя епархия, я не имею отношения к тому, что вдруг эти выродки откуда-то взялись, с Марса что ли прилетели, и так далее.

Вот теперь мы видим, что патриархийные чиновники усвоили эту идиотскую присказку мусульманских политработников: террорист не может быть православным. Почему не может? Террорист может быть и коммунистом, троцкистом, чегеваристом, может быть ирландским католиком, может быть вполне себе православным погромщиком. А может быть иудейским террористом, убивающим израильского же премьер-министра. Пример Мьянмы, нынешней Бирмы, показывает, что даже и буддистом замечательно террорист может быть. Всякое может быть.

Если вы хотите осадить этих православных кандидатов в погромщики, то нужно вести с ними богословский разговор, жесткий: вы что делаете, ваши деяния ставят вас вне церкви, не до тюрьмы доведут, это не нарушение Уголовного кодекса, а эти ваши действия ставят вас вне христианства. Почему? Потому-то и потому-то, потому что они противоречат таким-то местам Евангелия, таким-то канонам церкви и так далее.

А беда еще в том, что у этих опричников, у них есть своя красная книжка, цитатник. И у них есть, как и у исламистских террористов, есть любимые цитаты, у одних из Корана, у других из Библии или из святых отцов церкви. Жемчужиной этой их коллекции является, скажем, не только Иосиф Волоцкий, с его призывами сжигать еретиков, но и Иоанн Златоуст, если ты увидишь еретика, проповедующего свою ересь, подойди к нему на площади и освяти свою руку ударом по его лицу.

Понимаете, и что значит авторитет какого-то Легойды на фоне Иоанна Златоуста? Или тем более какого-нибудь Путина там или Мединского, или Уголовного кодекса Российской Федерации? Ничего не значит. Поэтому для того, чтобы вот эти их красные цитатники оспорить, сочащиеся ненавистью и кровью, кстати, необходимо предлагать альтернативные цитатники.

Вина церкви здесь есть, как минимум то, что не было в течение двадцати лет последних препятствования перерождению какого-то более-менее здравого отношения к подвигу последнего царя в совершенный миф. Этого не было. Второе — то, что, вина, конечно, в том, что общее разрешение на священную ненависть, оно было дано еще в 2012 году, это факт.

И третье — то, что за последние годы такой радикальной идеологизации и политизации нашей общественно-религиозной жизни, когда какие-то совершенно глупые были судебные процессы, запрет целых религиозных групп, течений, ни разу из патриархии не раздавался голос в защиту обвиняемых, осуждаемых, преследуемых лиц. Вот это очень серьезно, то есть православный себя чувствует не защитником обиженных, а он себя всецело сегодня должен отождествлять именно с гонителями. Вот это печалька.

Святой ли Николай II?

Когда-то патриархия, после многих десятилетий отказа даже слышать о Николае II, тем более о лике святых, она решила, все-таки надо, надо пойти навстречу отчасти народным требованиям монашеским, отчасти зарубежной церкви, и все-таки как-то найти способ прицепить вагонетку с названием «царская семья» к большому собранному составу, разноименному составу под названием «новомученики».

В 2000 году, на Соборе, глава Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Ювеналий, он сказал, что причисляя царскую семью к лику страстотерпцев, надо иметь в виду, чего церковь не делает тем самым: она, первое, не заявляет этой канонизацией о канонизации политического принципа монархии, и второе, она не считает образ правления последнего русского царя идеальным, канонизированным святым. То есть речь идет о почитании последних дней жизни императора, о том, что, оказавшись в бесчеловечной ситуации, он смог остаться человеком.

Поскольку за все эти почти двадцать лет, прошедшие с момента канонизации, официальные церковные богословы, риторы, спикеры, ничего не делали для того, чтобы нажать на тормоза, то получилось, что вагонетка стала паровозом, вот в этом составе святых новомучеников российских. То есть никаких повторов того тезиса, что были высказаны митрополитом Ювеналием, не следовало ни из уст патриарха Алексия, ни тем паче из уст патриарха Кирилла, ни кого-то еще.

А тем временем машина пропаганды, она набирала ход, с одной стороны, машина народной мифологии, и вот эта царебожническая пропаганда в том числе. Это дало определенный синергетический эффект, то есть это вот главный святой XX века, и вообще, может быть, всей русской истории.

Почему это так? Причины две, мне кажется, две причины. Первая — все-таки канонизация, вот она стала политической, в том смысле, что эта канонизация действительно дремлющей в церковных недрах, мечты о том, чтобы дорваться до власти. То есть мы не просто какая-нибудь там маргинальная секточка, которая за свободу совести, которая удовлетворится тем, что в наших приходских огородиках мы сажаем огурцы, как велят нам наши уставы, а мы хотим править всем миром, чтобы все жили по нашей книжке, по нашему уставу.

Эта мечта, к сожалению, никуда из мира православия не делась, но в условиях XXI века любая мечта о власти обращается в тоталитарную мечту. Причем почему еще и такое возмущение «Матильдой», потому что как раз именно эта сторона жизни последних Романовых, она считалась идеальной. Ну действительно, семейные чувства там были крепкие, это правда.

Впрочем даже, надо сказать, и в фильме-то это сторона никак не затрагивается, это недобросовестная реклама уже это делает. Согласно фильму, там как раз все отношения с Матильдой обрывает сам Николай II в минуту венчания, то есть никакой параллельной сексуальной активности, прыгания из постели в постель, там нет. То есть венчался, это в общем типично агиографически житием рассказ, я про кино в данном случае, борьбы приятствования и долженствования.

И вот в этой борьбе Николай II, как персонаж фильма, он делает выбор в пользу долга. Ну, это подвиг святости, да, аскетизма, воздержания, то есть никакой хулы здесь на Николая нет. Но люди-то фильм не смотрели, а им все, включая патриарха, говорят, что все это ложь и так далее. Вот это вот очень печально.

Но из этого не следует, что он рожден непорочным образом, жил как схимник всю свою жизнь, и так далее, и тому подобное. Кстати, очень важный аргумент против такого радикального царебожнического мифа, это дневник самого императора, то, чего там нет. Именно то, чего в этом дневнике нет, а из его дневника следует его полное равнодушие к так называемой «духовной литературе».

И вот если сравнивать дневник императрицы, которая с ним вместе сидит, она там же, в этом доме Ипатьева, она находит какую-то церковную литературу, церковную прессу, Библию, святых отцов, читает их, упоминает. Николай читает Салтыкова-Щедрина, рассказы Конан Дойла о Шерлоке Холмсе и так далее. Это не грех, но все-таки интересно, что литература эта была под рукой, но у него внутреннего интереса к ней не было.

Причем здесь Путин?

У вас есть какие-то предположения, вот все-таки премьера этого фильма, долгожданная уже, она как-то изменит или откроет еще какие-то новые грани наших сограждан? Изменит вообще жизнь?

Надеюсь, что нет. Надеюсь, все пройдет мирно, которое я от всей души приветствую. Не в смысле террористов приветствую, я очень рад, что на семнадцатом, восемнадцатом году правления нашего солнцеликого президента перед выборами уже хотя бы реально нет взрывов, а о них только говорят. Это прогресс все-таки, прогресс.

То есть идея понятна, напугать общество, сказать, что вот все очень страшно, есть страшные людоеды, в лесу завелись, и только уже знакомый вам дракон может защитить от соседнего, который вам не известен, но гораздо страшнее, поверьте нам. И только тот, гарант Конституции, он сможет сохранить мир в обществе, поэтому вы знаете, за кого голосовать. В общем, для работы в качестве президента нужен человек с опытом работы в этой должности.

 

Другие выпуски