Крымовая гора Владимира Путина. Итоги первого года Крыма в составе России

18/12/2014 - 20:47 (по МСК)

Крымская проповедь. Где на самом деле крестили святого Владимира? Почему Древняя Корсунь никогда не была русской? И стал ли Крым по-настоящему «наш»? Итоги первого года полуострова как региона РФ.

Послание Путина: «Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. … как Храмовая гора в Иерусалиме. Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда».

Окрестности улицы Древней на берегу Карантинной бухты в Севастополе - это древний город Херсонес. По новой официальной мифологии теперь здесь начинается история государства российского. Хотя всю свою историю город был греческим и византийским.

Татьяна Прохорова, старший научный сотрудник музея-заповедника «Херсоне-Таврический»: «Херсонес – древнегреческая колония. Город был основан в 5 веке до н. э., но вот весь этот город, который мы сейчас видим, это же византийский все-таки, а греческие остатки где-то местами можно увидеть».

В 19 веке археологи назвали город русской Троей - имея ввиду масштаб находки. Согласно летописям, русская история города длится всего несколько месяцев, но  Владимир успел здесь заметно наследить - киевский князь не только захватил город, но и принял в нём христаинство.

Татьяна Прохорова, старший научный сотрудник музея-заповедника «Херсоне-Таврический»: «Нестор-летописец указывает точное место, где крестился Владимир, в Корсунь-граде – это древнее имя Херсонеса именно по русским летописям. На центральной площади, где собирается народ. То есть у него очень четко дана привязка к местности».

На месте, где, как предполагается, находился та самая купель, в 19 веке построили собор Святого Владимира.

Татьяна Прохорова, старший научный сотрудник музея-заповедника «Херсоне-Таврический»: «У нас вообще давняя дружба Владимиром Владимировичем Путиным, поскольку он принимал и деятельное участие во времена своего первого президентства в восстановлении Владимирского собора».

В 2000 только что восстановленный собор освящали в присутствии только что вступившего в должность президента Владимира Путина. Именно тогда он впервые публично произнёс эти слова: «Именно отсюда с херсонесской земли святой Владимир начал крещение древней Руси».

На севастопольской набережной как обычно толпы: возбужденные гидами патриотичные туристы фотографируются на фоне памятника затопленным кораблям. Сезон в Севастополе начался в этом году поздно - люди выжидали. Зато теперь всё окупилось, говорит владелец первого в Севастополе хостела Юрий Мишин.

Юрий Мишин, владелец хостела «Севастополь»: «Сдвинулась вся схема работы. Иностранцы приезжали – у нас заполнено было на 100 % 2-2,5 месяца в году, в основном – июль, август; сейчас, вот видите, декабрь на дворе, люди приезжают, приходят, находятся здесь. Очень много в этом году было людей, которые впервые вообще в жизни оказались в Крыму и в Севастополе – Россияне. Подогрелся интерес к этому».

Юрий - бывший моряк-подводник, теперь - военный пенсионер, таких среди жителей города - большинство. Для них, как сказал Дмитрий Медведев, Крым - это не экономическая категория, это кровь и слёзы.

Манита Машина, совладелица хостела «Севастополь»: «У меня мама умирала, ее последние слова были, 18 лет назад: надеюсь Крым когда ни будь будет русским, российским».

Но даже если отключить эмоции и подключить обычные показатели уровня жизни - Мишины уверены: жить стало не только веселей, жить стало лучше.

Манита Машина, совладелица хостела «Севастополь»: «У меня пенсия выросла. – У него пенсия увеличилась в 3 раза. На Украине было 100 долларов, а в России у него 300 долларов».

Наиболее чутко на изменения реагирует рынок. Крымский татарин Линур торгует сантехникой на центральном рынке Симферополя уже 10 лет и говорит, что торговля давно не приносила таких прибылей, как этим «русским» летом.

Линур, бизнесмен: «Бизнес в полтора раза поднялся, стало лучше. Во-первых, пенсионеры. Им начали давать деньги, они начали менять радиаторы в квартирах быстро-быстро».

Когда вслед за вежливыми людьми в Крым пришли российские пенсии, это почувствовали сразу все - ведь 40% населения полуострова - пенсионеры. Председатель ассоциации «Торговля Крыма» Сергей Макеев подтверждает - даже роста цен на продукты никто сначала не заметил.

Сергей Макеев, председатель ассоциации «Торговля Крыма»: «Реально пенсия возросла где-то в три раза. Затраты на продукты питания выросли где-то на 50%. Пенсионеры не в накладе».

Весь год общую эйфорию подхлёстывало отношение к старой власти. Это не ненависть, скорее обида. Крымчанин Сергей Макеев долгое время возглавлял киевскую сеть розничных магазинов - и она никогда не работала с крымскими поставщиками продуктов. Киев всегда искусственно подавлял бизнес в Крыму, считает Сергей.

Сергей Макеев, председатель ассоциации «Торговля Крыма»: «Верховный совет Крыма имел полномочий в три раза меньше чем обладминистрация где-нибудь там на Украине. То есть всё делалось для того чтобы придавить. Янукович довел это до беспредела».

Владимир Гарнчук, помощник вице-председателя совета министров республики Крым: «Исторически вся продукция за эти 23 года непосредственно везлась через перешейки на территорию Крыма. В Крыму было убито животноводство за это время и очень сильно подорвано сельское хозяйство, за счет херсонской области».

Теперь украинское прошлое здесь старательно пытаются вычеркнуть из памяти.

Историк и археолог Дмитрий Моисеев напоминает, что Крым уже однажды был наш - 231 год назад, в 1783 году. Именно тогда власти начали переписывать историю этих мест.

Дмитрий Моисеев, заведующий Музеем археологии КРУ «БИКЗ»: «Это обоснование, почему в 19 веке  это появилось? Ну потому что мы ликвидировали крымское ханство, у нас постоянные войны с османской империей, которая претендует на эти территории, которые являются ее, которые она завоевала в 15 веке, и мы должны обосновать, что это наше. Ну и мы начинаем: «У нас Владимир крестился»… Вспоминаем легенду древнюю, которая пришла из повести временных лет, и вот…»

В СССР об истории крещения Владимира если и вспоминали, то разве что в местных школах. На территории древнего Херсонеса расположилась погранчасть, среди благородных развалин разместили полигон БТР и гараж для военных грузовиков, последний до сих пор тут. Как раз над ним когда-то стояло войско великого киевского князя.

Дмитрий Моисеев, заведующий Музеем археологии КРУ «БИКЗ»: «Там вот стоит Владимир, скорее всего его войска стояли там. Девичья гора, когда его осаждали… мы стоим сейчас на оборонительных сооружениях, его лагерь предполагается – одно из предполагаемых мест».

988 год. Владимир со своей дружиной высаживается у стен Херсонеса. Осадив город, князь Владимир перекрывает доступ питьевой воды, а в обмен просит выдать за него дочку византийского императора Василия. Но Анна не может венчаться с язычником - поэтому Владимира приходится экстренно крестить в православие. Где это происходило на самом деле - об этом историки до сих пор спорят.

Дмитрий Моисеев: «Открывается один из храмов и механически предполагается, что это центральный храм и что тут крестился Владимир»

Родион Чепель: «Но доказательств этому никаких нет?»

Дмитрий Моисеев: «Естественно, нет. Уже в 20 веке это было признано ошибкой».

Дмитрий показывает более вероятное место крещения - это огромная базилика у самого берега. Здесь историк как будто переносится в 10 век.

Дмитрий Моисеев, заведующий Музеем археологии КРУ «БИКЗ»: «Идем по мозаике, вот здесь вот всё в мозаике. Он заходит в нартекс, начинается служба, он, наверняка, один-два раза готовился».

Рядом находится миниатюрная модель базилики, чтобы вы могли представить себе всю сакральную величественность происходившего.

Дмитрий Моисеев, заведующий Музеем археологии КРУ «БИКЗ»: «Мы проходим через дверь и попадаем в баптистерий. <...> здесь у нас освещенная ванна. <...> Владимир спускается вниз, над ним совершается обряд крещения. Десять человек они спокойно могли туда запихнуть. 

Родион Чепель: «10 С какой вероятностью мы можем сказать, что здесь крестился Владимир?»

Дмитрий Моисеев: «99%».

О реальном месте крещения здесь говорят вполголоса, потому что официальным давно стал Владимирский собор. Здесь также никогда не скажут о том, что Херсонес никогда не был русским - добившись руки императорской дочки, Владимир вернул город Византии и ушёл. Древняя Корсунь также никогда не была даже для местных православных местом паломничества. Да и сегодня смотреть на Херсонес приезжают в основном российские пенсионеры.

Экскурсовод: «Второй месяц мы в таком режиме работаем, сплошной поток, ну вы видите сами это поток-он не прекращается. В основном пенсионного возраста. Все люди, инвалиды, ветераны труда, инвалиды первой-второй группы, участники боевых действий».

Поток, и правда, не прекращается. Но все эти 40 групп в день на самом деле приезжают в Херсонес не по своей инициативе, а за государственный, то есть наш с вами счёт - по специальной социальной программе. Точно также искусственно государство поддерживает жизнь на всём полуострове - местная экономика едва справляется.

Александр Галушко, директор ООО «Торговый дом Черномор»: «На Украине в разы дешевле всё. Дорожает всё – потому что очень сложно сюда привезти продукты. Пока соки ехали в Крым, пришёл запрет, и пришлось соки разворачивать и наши деньги там зависли. Потом опять разрешили, потом опять запретили – мы чувствуем себя здесь подопытными кроликами. Как будто кто-то опыты на нас ставит».

Летняя эйфория в Крыму постепенно сменяется настороженностью. Крым де факто так и не стал «нашим» - товары на прилавках остались те же - украинские, но цены на них уже другие. И не прекращают расти.

Линур, бизнесмен: «В основном всё с Украины. Процентное соотношение – российское и украинское сейчас какое? – ну, 30 и 70, 70 – это украинское. Есть момент, что с России сейчас сложнее привезти из-за этой переправы».

Сергей Макеев, председатель ассоциации «Торговля Крыма»: «В настоящее время переправа работает вот на этом плече, на вот этой косе работает и ж/д и автомобильная переправа, и вот здесь ходят паромы. Здесь порядка 4 км расстояние».

Эти 4 км этой зимой могут стать главной причиной социальных волнений - потому что из-за ветра и льда товары могут задерживаться здесь на несколько дней.

Торговец на рынке: «Доставка очень дорогая сюда в Крым. Во-первых, везётся контрабандой – если официально, то доставка очень сама по себе дорогая. Там цены дорогие, плюс доставка».

Но о местных проблемах вряд ли кто-то будет рассказывать громко - российские власти сделали так, что экономические проблемы крымчане заметят последними, но с тем, как устроена политическая жизнь в стране, здесь уже познакомились.

Линур, бизнесмен: «Момент – то что здесь ребят забирали, очень неприятный. У каждого человека своя специфика. Какие-то проблемы у тебя есть, я тебя за это схватил, тебе раз – больно. Были моменты когда только всё началось, просто нужно было углы сглаживать, они радикальные меры – не проводите, нельзя, не собирайтесь, здесь ребят забирали. Ну а так – всё нормально!»

С журналистами об этом Линур говорить не хочет, но в диаспоре крымских татар идут разговоры о том, что с марта на полуострове пропали как минимум 15 татар - из самых активных «несогласных». Так в Крыму утверждается русский миф, в котором любое отклонение от официальной точки зрения - измена новой родине.

Дмитрий Моисеев, заведующий Музеем археологии КРУ «БИКЗ»: «Сейчас Крым это, действительно, такой русский мир. Но он создан – то когда? 19 век. Он начал создаваться, коваться. И закалился уже в конце 90-х – начала  00-х, в том виде, в котором мы его видим сейчас. И привязывать к этому Херсонес – это просто незнание исторической канвы».

*По решению Минюста России «Крым.Реалии» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски