Кино для Рамзана: кто он — придворный режиссер Кадырова и почему Депардье больше не ездит в Грозный

30/09/2017 - 22:54 (по МСК) Лиля Яппарова

Соцсети чеченского лидера — уже давно документальный сериал. Но производят в республике и художественные фильмы, содержание которых тоже лично контролирует Рамзан Кадыров. Что снимает и показывает «Чеченфильм», кто в нем играет и есть ли в нем постельные сцены или хотя бы поцелуи, рассказала Лилия Яппарова.

Рамзан Кадыров бежит, обернутый в патроны. Восемь внедорожников — восемь щенков — нюхают воздух у него за спиной. И так – целый фильм, снятый в ответ всяким Касьяновым и Ходорковским.

Два года спустя как будто объявится автор: чеченец Беслан Терекбаев расскажет журналисту «Moscow Times», что это он снимал. Еще спустя полгода режиссер все опровергнет: с Кадыровым снимали не фильм, а клип, и не про него, а просто в его резиденции. 

Беслан Терекбаев, глава «Чеченфильма»: Во время съемок он подошел, поинтересовался, как съемки проходят, посмотрел сценарий. Пожелал нам удачи, мы все остались в таком приятном шоке.

С тех пор Терекбаев возглавил целую киностудию. Терекбаев едва удерживает размазанную вокруг ринга массовку — зато Грозным повелевает как сновидец: стоит ему отвернуться, как невидимые руки чеченских чиновников уже ставят декорации. Пустая улица, полный стадион – все стало возможно после личного визита Кадырова на «Чеченфильм». 

Беслан Терекбаев, глава «Чеченфильма»: Есть люди, которые вместе с ним приходили и с тех пор мне помогают во всем.

Глава Чечни в этой истории появлялся уже дважды — но Беслан Терекбаев производит впечатление киношника, а не чиновника. С Кадыровым они почти ровесники. 12-летний Рамзан увидел свой первый фильм в грозненском кинотеатре «Космос» – он был индийским. А шестилетний Беслан сбегал смотреть кино «зайцем» — через окошко киномеханика.

Беслан Терекбаев, глава «Чеченфильма»: Если я ждал каждый вечер, что вот наконец сейчас будет темно – и я пойду в клуб смотреть кино. Это, наверное, что-то да значит?

Кино закончилось, когда началась первая чеченская. Терекбаеву было 14, они бегали от войны – и все насмотренное тряслось у него в голове.

Беслан Терекбаев, глава «Чеченфильма»: И все время у меня были образы: я мечтал снимать кино, быть актером, учить детей. Знаете, как фанатик.

У чеченского народа никогда еще – до Терекбаева – не было собственного кино. А советское снималось сразу как будто сразу про все народы Кавказа. Нарядно и безнравственно.

Народный артист Дагун Омаев ездил на многих машинах. Покойный Ахмат-Хаджи однажды заставил сына пригнать Омаеву в подарок новую «Волгу». Молодой Рамзан даже не передал лично ключи — бросил и ушел. А теперь как будто все простил и дарит сам.

Дагун Омаев, актер: Три машины он мне подарил – Toyota Camry, двухсотный Land Cruiser, дважды или трижды он мне дал по миллиону.

И так каждому, кто нравится Рамзану! Омаев Кадырову — нравится. Застывший в образе просветленного тамады артист Омаев даже не сразу понял, что фильм снимают не про него. Тот, кого Омаев принимал за работника сцены, оказался главным героем – любимым спортсменом Рамзана Кадырова.

Дагун Омаев, актер: «А я не знал даже, что он этот, чемпион. Потом выясняется: о нем эта картина, в угоду его. Я даже думал, а чего это он в мое кресло сел, я там грелся, камин огромадный». 

Омаев огляделся и понял: его окружают не артисты, а миксфайтеры. Ученики учеников Станиславского уже привыкли ко всему, что происходит на сцене чеченского театра. Если бы чеченский театр всегда был таким, Зулейхан Багалова даже не встретились с мужем — в Грозный он приезжал играть Ромео.

Чем больше прокат, тем туже платок. Чеченец в театре был человеком с испанским нутром — а нынешняя молодежь отыгрывает условности исламского этикета.

Зулейхан Багалова, актриса: Жизнь – она зажата. Я не могу все говорить – она действительно зажата. Они не виноваты. Не дай бог они не то слово скажут. Они предупреждены.

Чеченка считалась самой свободной женщиной на Кавказе – особенно в войну.

Зулейхан Багалова, актриса: Еще сильнее, чем русская, которая коня на скаку остановит – они на скаку БТРы ловили. Она всегда была очень свободной женщиной.

Багалову так и подмывает ткнуть народ лицом в его же собственный фольклор. Что происходит в легендах, когда к поселению приближается враг?

Зулейхан Багалова, актриса: Ее одевали в белое одеяние и она должна была мчаться впереди воинов. А вокруг танцевали джигиты. Не дай бог попадет стрела в эту девушку! Она же вдохновляла на подвиги этих ребят – она скакала впереди!

Белая всадница, несущаяся впереди мужчин – теперь это сюжет разве что из фэнтези. Но и фэнтези у правящей семьи свое. Ровно три года назад волшебный шлем перенес главу Чечни в прошлое. Кадыров сыграл главную роль в ролике «Волшебный гребень». Большая массовка, натурные съемки – все зря: фильм никогда не появится в прокате. Но почему бы и нет, если каждый раз внутри главы республики происходит маленький праздник, взрывается маленький фейерверк. Постановка была Хавы Ахмадовой – режиссера, клипмейкера и изобретателя чеченского шансона.

Сниматься в кино Зулейхан Багалова начала только при Кадырове. Он любит фэнтезийные сюжеты – и постановщик Ахмадова пошла по мифологии. А в чеченские легенды и фольклор постоянно нужны колоритные старухи.

Зулейхан Багалова, актриса: Вот я подхожу к нему, я там бабулька, обнимаюсь – как будто вчера расстались! Он улыбается, подыгрывает – наоборот, он нас вдохновляет!

Бывает, у Рамзана день рождения; бывает, Медни приболеет.

Зулейхан Багалова, актриса: Это вместо букета цветов мы в день рождения дарим вот такие сюжеты маленькие. У меня – мой сюжет. Я отыграла – и привезли меня домой.

Сценарии Хава Ахмадова пишет вместе с мужем — у них уникальный доступ и эксклюзивный тандем.

Зулейхан Багалова, актриса: Нет, она должна делать. Ее просит министр культуры. Она должна к каждой дате делать. Она от себя ничего не делает. Это ее работа. Я бы не смогла.

В республике говорят, Кадыров не любит кино. Во-первых, предательство Жерара Депардье: глава встречал его прямо у трапа – а уехав, француз посмел вступиться за «Шарли Эбдо».

Зулейхан Багалова, актриса: Отобрали у него квартиру. Потому что он защитил журналистов, которые против пророка пошли. Он тоже стал защитником – и тогда Рамзан от него отказался.

Представители актера не смогли это прокомментировать.

Во-вторых, Кадырова подвели с фильмом об отце. Ходили слухи о большом проекте с большим российским режиссером – но в итоге никто не взялся за это кино. 

Дагун Омаев, актер: Не нравится ему это кино. Не то, что не нравится… Где-то его обманули в чем-то… Я знаю, что он хотел запустить картину. Об отце.

Ключом к сердцу Кадырова может стать как раз фильм об Ахмате-Хаджи! Как рассказал Дождю бывший сотрудник «Чеченфильма», когда-то, до Терекбаева, студию уже разгоняли за отказ снимать байопик. Ее новый руководитель фильм про Кадырова-старшего уже снял – пока только короткий метр.

Беслан Терекбаев, глава «Чеченфильма»: Понимаете, это наш президент, который спас наш народ от полного уничтожения, мы не можем о нем снять фильм как о каком-то с улицы человеке. Который жил для себя.

Рамзан Кадыров убаюкан бесконечной любовью своего народа: по боевым воспоминаниям главы ставят спектакли; отдельный продакшн при ЧГТРК, говорит близкий к телеканалу источник, обслуживает инстаграм.

Беслан Терекбаев, глава «Чеченфильма»: Про него не то что фильмы – сериалы нужно снимать!

Придворные клипмейкеры в Чечне? Режиссер обижается.  

Фото: скриншот YouTube / CheNet

Другие выпуски