Их записали в ИГИЛ. Орхан Джемаль нашел россиян, которых разыскивает Интерпол

22/04/2016 - 13:00 (по МСК) Орхан Джемаль

В Центральноафриканской Республике погибли журналист Орхан Джемаль, оператор Кирилл Радченко и режиссер Александр Расторгуев, сообщили Дождю два источника в «Центре управления расследованиями». Они снимали там документальный проект о работе ЧВК «Вагнер».

По разным данным, на стороне запрещённого в России Исламского государство воюет несколько тысяч россиян. Многие из них объявлены в федеральный и международный розыск, а также состоят в списке террористов Росфинмониторинга. Однако некоторые из них мирно живут в Турции, и никогда не были на войне. Орхан Джемаль провел для Дождя эксклюзивное расследование и разобрался, почему их записали в ИГИЛ.

Верховный суд РФ признал ИГИЛ террористической организацией, ее деятельность запрещена.

Дагестанское село Гимры — символ нестабильности и непокорности, в недавнем прошлом один из главных центров северокавказского подполья. Об этом написаны сотни статей, сняты десятки передач.

Орхан Джемаль рассказывает, что две недели назад он был в этом селе, на территории которого без малого 10 лет не прикращается контртеррористическая операция: на въезде — блокпост, а на каждом отделении полиции висит плакат «Их разыскивают». Кто эти люди, как случилось так, что их портреты украшают стены околотков. Полицейские поясняют: все они воюют в Сирии. Орхан Джемаль решил разобраться, что толкает людей на джихад.

В селе Гимры утверждают, что так называемых «сирийцев» среди них единицы, большинство просто разбежалось от контртеррористических операций.  В Стамбуле гимринцы открыто говорят об этом на правозащитных конференциях. На одной из них выступал Шамиль Магомедов. Орхан Джемаль решил разыскать этого человека — именно это лицо висит на плакатах «Их разыскивают».

Магомедов Шамиль Камильевич,

1989 года рождения, уроженец села Гимры. Разыскивается за участие в незаконных вооруженных формированиях на территории Сирии. Статья 208 пункт 2 УК РФ. Объявлен в международный розыск.

Есть в этом какая-то нестыковка: головорез, а по совместительству правозащитник. И где он в действительности — в Турции или в Сирии?

Джемаль нашел его в Стамбуле. По словам Шамиля, в Турции сейчас живет более 200 его односельчан. Большинство семей переселилось сюда в 2013 году. Жить дома было слишком страшно, спецоперации шли одна за другой, доставалось всем — и правым, и виноватым. Теперь на родине они числятся воюющими в Сирии боевиками. 

Скажи, пожалуйста, в Сирии гимринцы есть?
Да, были. троих наших ребят погибли там. А сегодня нет ни одного человека из числа гимринцев на территории Сирийской Республики. Большинство из них здесь, в основном в Стамбуле. Потом есть некоторое количество в городе Ялова, несколько семей в Бурсе.
Мы можем сейчас поехать туда, где живут ребята в Стамбуле?
С удовольствием, нет никаких проблем.

Закаригаев Магомеднаби Закаригаевич,

1992 года рождения, Россия. Подозревается в участии в незаконных вооружённых формирования на территории Сирии. Статья 208 пункт 2 УК РФ.

Если на родине решили, что ты в Сирии, доказать обратное нереально, даже если у тебя железное алиби. Магомеднаби Закаригаев сумел получить официальную справку, что он был не в Сирии, а в Египте.

Консульский отдел Посольства Российской Федерации в Арабской Республике Египет. Город Каир. Настоящим удостоверяет, что гражданин России Загрегаев Магомед 29 июня 1992 года рождения 7 марта 2013 года по настоящее время находится в Арабской Республике Египет. Справка дана для предъявления по месту требования. Атташе Павлов. Справка дана 17 июня 2014 года.

Магомеднаби Закаригаев: В 2013 году был в Сирии. Из-за этого я специально справку взял у консула.

Джемаль рассказывает, что далеко не все из гимринцев, осевших в Турции — ангелы, кое у кого были проблемы с законом, но ни каких доказательств того, что эти люди воюют за запрещенное Исламское Государство, он найти не смог.

Затем Орхан Джемаль отправился искать дагестанцев в Ялова, это курорт в Турции, куда еще после большой кавказской войны переселилось множество мухаджиров. Несколько деревень возникли здесь еще в 19 веке.

Шамиль Магомедов: Мы сейчас поедем с вами к Шамилю Нурмагомедову. Это герой фильма Александра Рогаткина «Путевка в Халифат». Он якобы на данный момент находится на территории ИГИЛа, в Сирии.  

Самый проникновенный эпизод фильма «России», как якобы мать Шамиля со слезами на глазах взывает к блудному сыну, заплутавшему на сирийских просторах. Орхан Джемаль спрашивает Шамиля Нурмагомедова, что это была за женщина в фильме, которую представили якобы его матерью:

Эта женщина про тебя говорила?
Да.
То есть она звала тебя из Сирии вернуться в Гимры?
Да.
А кто эта женщина?

Это из нашего села, которая работает уборщицей в школе.
То есть это не твоя мама?
Нет.
А ты знаешь, почему она сказала, что она твоя мама?
Нет, не знаю.
В Сирии ты вообще когда-нибудь бывал?
Был там в 2005, учился там 3 года.
А потом жить вернулся в Гимры?
Да

Нурмагомедов Шамиль Магомедович, 
1987 года рождения, уроженец села Гимры. В России подозревался в хранении, огнестрельного оружия. Находится в розыске за участие в незаконных вооружённых формированиях на территории Сирии.

Уроженец Гимров Шамиль Нурмагомедов покинул родину в 2012 году. У него был резон бежать из дома — в его машине обнаружили автомат. В селе действительно было много нелегального оружия, но нередко бывало и так, что стволы просто подбрасывали. Магомед не стал ждать, оправдают его или осудят, и бежал в Турцию. Спустя три года, сидя в своей  квартире в городе Ялова, из телевизора он узнал, что числится боевиком Исламского Государства.

Но после 2012 года ты в Сирии не появлялся?
Нет.
Пользуясь случаем, можешь сказать: «Мама, я не в Сирии».

Да она знает, что я нахожусь в Турции.

На сайте Interpol.int по запросу Гимры поиск выдает 17 результатов. Шамиль там тоже числится. Его разыскивают за участие в нелегальных вооруженных формированиях.

Обвинение в участии в боях на стороне Исламского Государства оказалось способом «закрыть дверь» за неугодными. Кто-то — родственник боевика, кто-то прятал автомат в подвале, большинство попало под подозрение просто потому, что действительно бывали в Сирии ещё тогда, когда никакой войны там не было. На соседней улице живет еще один «бумажный сириец», но в отличии от прочих он действительно был боевиком.

Бартиханов Магомед Абдулгамидович,
1973 года рождения, уроженец села Гимры.
Являлся членом незаконного вооруженного формирования, действовавшего в Унцукульском районе Дагестана, в 2007 году сдался властям, амнистирован, вернулся к мирной жизни.

Магомед Бартиханов: Я когда в Дагестане дома был, нас государство шествовало как боевиков, которые в лесах бегают. Они сами пришли к нам на контакт, договорились с нами, сделали нам амнистию и сказали, отдыхайте дома, что вы там бегаете, сидите дома. Все такой договор был, я дома жил. Потом одно время решил поехать на хадж. Это 2009. Потом я поехал на хадж, когда потом я обратно хотел поехать домой, я слышу, что я снова в розыске.

Магомед ездил учиться в Сирию, но последний раз он там был летом 2011 года. В Сирии начались волнения, и он с женой и ребёнком перебрался в более спокойный Египет, а потом в Турцию.

А ты здесь легально?  
Нет, если меня сейчас поймают, я покажу паспорт, он просроченный. Могут меня посадить
А домой хотелось бы вернуть? Не щемит в груди?
Думаю каждый человек где-бы он не находился чувствует привязанность к родине. У меня тоже такая привязанность, у меня там брат похоронен, отцы, деды, все родственники там. Желание есть домой поехать.

А пока приходится искать место под турецким солнцем. У кого-то риэлторский бизнес, кто-то стеклит балконы. Женщины на домашнем хозяйстве.

Здесь у их семей есть возможность жить своим укладом, за который в России их объявляли террористами и экстремистами. И они здесь не первые. В центре турецкого курорта Ялова есть парк Махачкалы. Там стоит бюст имама Шамиля, героя Кавказа.  

Также по теме
    Другие выпуски