«Чеченский спецназ» Путина: Илья Яшин о том, чем на самом деле является личная армия Кадырова

04/03/2017 - 13:49 (по МСК) Анна Немзер

Знаете, я в своем докладе написал целую главу, которая так и называется ― «Частная армия Кадырова». Вы называете это «Спецназ Путина», но на самом деле это, конечно, спецназ Кадырова. Это личная, региональная армия Кадырова.

У нас единственный регион в России, где существует отдельная, по сути, автономная, независимая армия, которая подчинена фактически не федеральному центру, а региональному руководителю ― это личная армия Кадырова. Батальон «Север» ― это маленькая его часть, такая личная небольшая гвардия, которая подчинена ближайшему кадыровскому соратнику.

Эта армия действительно насчитывает порядка 20 тысяч штыков. В 2014 году, если не ошибаюсь, был такой показательный парад на грозненском стадионе, когда все были выставлены под ружье в полном обмундировании, Кадыров перед ними выступал, читал речь.

Надо сказать, что это очень боеспособное формирование. Например, официальный кадыровский спецназ принимал участие в таком специальном соревновании разных спецподразделений самых разных стран мира, представлял там Россию и соревнования эти выиграл у американского спецназа, израильского, немецкого. Это действительно люди, которые умеют воевать, любят воевать и всю жизнь этим, по сути, занимаются. Это очень опасно.

Путин считает, что позволять Кадырову всё, что он хочет, ― плата за мир, а на самом деле это выращивание новой войны. Потому что когда вы создаете такому лидеру, как Кадыров, ощущение абсолютной вседозволенности, когда вы позволяете ему создать свою армию, когда вы спускаете с рук громкие политические убийства не только в Чечне, но и в Москве, за границей… Я напомню, например, что в Австрии был убит бывший охранник Кадырова Умаров, который обвинял его в пытках и так далее.

Когда вы накачиваете этот режим огромными деньгами ― там практически 80–85% из чеченского бюджета составляют федеральные дотации. Вы, по сути, создаете на территории России автономное государство, по факту от России независимое. И это очень опасно, потому что, с моей точки зрения, вопрос времени, когда Кадыров поставит вопрос об отделении от России.

То есть это, в общем, бомба замедленного действия.

Абсолютно.

И, конечно, они имеют весь потенциал для выхода из-под контроля.

По сути, они уже вышли из-под контроля, потому что на Чечню, с моей точки зрения, не распространяются российские законы, в Чечню те, кого поддерживает Кадыров, могут сбежать от любого уголовного преследования.

Яркий пример как раз из дела Немцова. Вы, наверно, знаете из материалов дела, что Дадаев, которого обвиняют в том, что он лично убивал Немцова, улетел на следующий день после убийства из Москвы одним самолетом, одним рейсом в Ингушетию вместе с человеком по фамилии Геремеев ― это еще один заместитель командира батальона «Север».

Дадаев остался в Ингушетии, а Геремеев уехал в Чечню. Дадаева в Ингушетии задержали, а Геремеев до сих пор находится на свободе, потому что, как известно, чеченцев из Чечни не выдают. Известно, что в Чечню приезжали следователи в сопровождении оперативных работников, которые пытались Геремеева задержать и доставить в Москву на допрос, но вооруженные кадыровцы просто не пустили их в село Джалка, где находился Геремеев.

Вооруженные кадыровцы заблокировали это село, и следователи, приехавшие из Москвы, не смогли туда попасть, не смогли ни вручить повестку, ни уж тем более доставить Геремеева в Москву на допрос. Недавно по ходатайству защитников семьи Немцов суд официально вызвал на допрос в суд Руслана Геремеева, но, естественно, он не явился.

По факту, Чечня давно уже вышла из-под контроля. Формально какие-то связи сохраняются, но, по сути, все взаимоотношения кадыровской Чечни и России ограничиваются тем, что мы засылаем туда эшелоны денег, а в ответ получаем видимую, показушную лояльность, когда Кадыров называет себя патриотом России, обнимается с Путиным, сам же при этом является по сути руководителем независимого государства.

Фото на превью: Алексей Скраубе / Дождь

Другие выпуски