«Обнуление, по сути, самый уязвимый пункт»: Валерий Федоров о популярных и непопулярных поправках и о том, как коронавирус помог Путину с голосованием

09/07/2020 - 15:01 (по МСК) Анна Немзер

В программе «Политика. Прямая линия» — генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров. Обсудили, почему «обнуление» сроков Путина была самой непопулярной поправкой среди россиян и как пандемия повлияла на рейтинг президента и результаты голосования.

Как известно, голосовали мы пакетом, поправок было много, и можно было либо с ними согласиться, либо с ними не согласиться.

Я знаю, что проводились исследования, когда людей спрашивали по этим поправкам детально, что называется, какая поправка да, какая поправка нет. И выяснилось, как мне рассказывают и политологи, и социологи, что, в общем, самой непопулярной поправкой оказалась поправка об обнулении, что вся социальная часть, в общем, скорее вызывала некоторое приятие, что идеологическая часть не вызывала никакого отторжения: хорошо, бог в Конституции, русский язык ― хорошо, нормально.

Собственно, когда человек шел голосовать против, он шел голосовать против ровно потому. Его смущал не бог в Конституции, а скорее его смущала поправка об обнулении. В итоге общество послало некоторый сигнал.

Конечно, мы пытались все поправки рейтинговать, но их было очень много. Вы знаете, что в окончательный пакет вошли далеко не все. Были поправки объединяющие и были поправки раскалывающие. Объединяющие ― я бы их в две группы свел. Первая ― это социалка, да, тут, действительно, практически все за, там на уровне 90%, то, что некоторые называют туркменскими результатами, но это действительно так. Кто будет высказываться против того, чтобы в Конституцию записать обязательную индексацию пенсии? Есть такие альтернативно умные люди, я даже видел Викторию Боню, которая высказалась категорически против таких мер. Но все остальные на них смотрят как-то и думают: «Что-то с ними не так». Поэтому социальные поправки ― действительно все за практически.

Вторая группа ― это так называемая патриотика, патриотические поправки, то есть о том, что нельзя вести переговоры об отчуждении хотя бы части национальной территории, о том, что мы должны бороться за историческую правду. Этот блок тоже шел буквально на ура. Что вызывало вопросы, кроме того, что были какие-то поправки, которые не вызывали особого интереса?

Также по теме
    Другие выпуски