«Насколько вы любите Владимира Владимировича по пятибалльной шкале?»: Виктор Вахштайн о разнице между социологией и социографией

20/02/2020 - 15:26 (по МСК) Анна Немзер

Кандидат социологических наук, декан факультета социальных наук Шанинки Виктор Вахштайн объяснил, почему социологические опросы в привычном понимании не отражают реальность и в чем отличие социологии от социографии. 

Вахштайн: Здесь очень важный момент: нужно провести очень жесткую границу между социологией и социографией. Социография — это когда вам надо срочно узнать, насколько упал рейтинг Путина. И какая-то конкретная контора, та, которой вы доверяете, запускает большой поллстерский опрос общественного мнения и напрямую спрашивает: «Скажите, вы любите Владимира Владимировича? Насколько по пятибалльной шкале вы его любите? А вы одобряете всё, что он делает? А конституционные поправки одобряете? А вы их все вместе одобряете или каждую по отдельности одобряете?» Дальше, в общем, вся традиция доброй советской социологии, которая, будучи постсоветской и антисоветской, от этого советской быть не перестала. Но это — социография.

Социология — это когда мы все-таки вопросы ставим не исходя из своих интуиций и не исходя из своих представлений о том, как должен быть устроен мир, а из некоторой интеллектуальной традиции, которая называется «социологический язык описания мира», и это отдельная, довольно герметичная область, где до сих пор, спустя сто лет, продолжают сталкиваться интуиция и модели мышления, которые оставили нам в наследие Вебер, Дюркгейм и более современные авторы вроде Лумана или Латура.

И тогда мы пытаемся проверить, какая из моделей – причем предельно философских, почти метафизических — лучше схватывает, объясняет, проясняет взаимосвязь между какими-то отдельными фрагментами этого мира. Сначала философия, потом философия опрокидывается в математику или этнографию, а потом возвращается в философию — не в здравый смысл, не в политические высказывания. В этом смысле социологическая интерпретация — это не про то, что там на самом деле в мире происходит. Это про то, кто в конечном итоге оказался прав: веберианцы или дюркгеймианцы. И про то, как связаны между собой отдельные параметры.

Поэтому, если очень приземлить, то когда вы проводите опрос, чтобы узнать, сколько людей одобряет конституционные поправки, то вы не социолог — вы поллстер. Если вы проводите опрос для того, чтобы понять, как неожиданное спонтанное увеличение вот этого показателя связано парадоксальным образом вот с этим… Как сейчас мои коллеги обнаружили в последнем опросе, что в поколении людей, которым 18–23 года, удивительным образом вырос, с одной стороны, так называемый интернальный локус контроля – это уверенность в том, что вы в своей жизни всё делаете сами и от обстоятельств ничего не зависит, что только от ваших собственных усилий будет зависеть ваша жизнь и в том числе благополучие ваших близких, а с другой стороны, такая невероятная ориентация на социальную справедливость и патернализм, уверенность в том, что именно государство должно обеспечить все необходимые блага, что государство должно заботиться.

Если вы после этого, схватив данные и цифры, побежали писать колонку о том, что в новом поколении россиян выросли патерналистские настроения или, наоборот, новое поколение россиян ориентируется исключительно на себя, то вы поллстер просто уже по факту интерпретации. А если вы сидите и пытаетесь понять, какими другими переменными можно объяснить эту парадоксальную взаимосвязь, то, наверное, всё же вы ученый.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски